Вернись, лесной олень, по моему хотенью! Японские макаки спариваются с оленями

«Осёдлывание» оленя самкой макаки.

Несколько лет назад японские макаки, живущие в Квазинациональном парке Миноо (Осака), были замечены за попытками заняться сексом с пятнистыми оленями. Во всех случаях инициатива исходила от юных самок макак, которые всячески домогались своих рогатых друзей. Подробности — в материале Александра Соколова.

Межвидовой секс — явление странное, но, оказывается, не такое уж редкое. Случаи межвидовых спариваний замечены у некоторых клещей, бабочек, рыб, гекконов, уток, павианов и так далее. Чаще всего в такие «противоестественные» связи вступают представители близких видов — вероятно, просто по ошибке приняв чужака за своего. В некоторых случаях выбор партнёра другого вида может быть «побочным эффектом» сексуальных предпочтений: скажем, если самцы ищут самку помощнее, их выбор может пасть на представителей более крупного вида.

Кстати, межвидовая любовь не всегда бесплодна. Спаривание близких видов может приводить к рождению гибридов, причём метисы могут быть фертильными. Когда-то и у неандертальцев с сапиенсами получилось, причём не раз! Так что гибридизация — один из механизмов эволюции.

Интересно, что у морских млекопитающих половые связи могут возникать и среди представителей разных родов — например, между морскими слонами и обыкновенными тюленями, и даже среди разных семейств (между тюленями и каланами). Известны даже случаи секса между позвоночными разных классов — в 2006 г. учёные обнаружили, что морские котики иногда пытаются спариваться с императорскими пингвинами. Специалисты гадали, зачем это нужно морским котикам: то ли молодые самцы так тренируются, то ли те, кому не досталось самок в брачный сезон, таким образом «снимают стресс». Вряд ли морской котик, находясь в здравом уме, мог перепутать пингвина с самкой своего вида.

Авторы новой статьи в журнале Archives of Sexual Behavior описывают ещё один удивительный пример: несколько лет назад японские макаки, живущие в квазинациональном парке Миноо были замечены за попытками заняться сексом с пятнистыми оленями. Во всех случаях инициатива исходила от юных самок макак, которые всячески домогались своих рогатых друзей, вертелись перед ними, издавали призывные крики. Наконец макака забиралась на оленя, осёдлывала его и тёрлась о спину партнёра гениталиями.

Олени кормятся по соседству с японскими макаками в разных областях Японии. Для оленей представляют интерес остатки пищи, роняемые обезьянами с деревьев: стебли, семена и фрукты, до которых самим копытным не добраться. Макаки относятся к оленям миролюбиво, а олени позволяют обезьянам забираться себе не спину, где те иногда занимаются грумингом — выискивают насекомых в оленьей шерсти. Но только в 2014 г. учёные впервые заметили, что чувства некоторых макак по отношению к оленям перестали быть чисто дружескими.

Вообще, «осёдлывание» — распространённая форма сексуального поведения у самок японских макак, причём в качестве партнёра может выступать особь любого пола. В Миноо самки-подростки нередко осёдлывают других самок, с которыми вступают во временные половые союзы.

То, как макаки стали вести себя по отношению к оленям, очень напоминает их гомосексуальные связи. Вряд ли обезьянам всё равно, на кого «забраться» — ведь эти любвеобильные существа довольно разборчивы, их выбор зависит от возраста, статуса и индивидуальных качеств партнёра. Олень минимум в 3 раза больше макаки, и спутать его с обезьяной невозможно.

Учёные решили убедиться, что «осёдлывание» оленей — тоже форма сексуального поведения макак. Для этого приматологи в течение некоторого времени наблюдали за двумя группами обезьян в Миноо и собирали статистику. Чтобы макаки не совершали набегов на город, их в Миноо подкармливают два раза в день, и в это время у учёных есть возможность наблюдать за поведением обезьян и оленей. Специалисты фиксировали позы и движения обезьян при контактах, издаваемые ими звуки, частоту и продолжительность «осёдлываний». Попытка спаривания считалась успешной, если макаке удавалось оседлать своего партнёра не менее 3 раз за 10 минут.

В итоге учёным удалось зафиксировать 12 пар «макака — макака» и 13 пар «макака — олень». При этом самки макак осёдлывали других самок 67 раз, а оленей — 258 раз!

Важно, что среди оленей обезьяны явно предпочитали взрослых самцов (их легко отличить по крупным размерам и большим ветвистым рогам). Из 13 союзов только в одном случае макака выбрала оленя-подростка.

8 попыток спариться с оленями оказались неудачными. Любопытно, что в пяти из них (во всех случаях олень был невзрослым), как только макака забиралась на своего избранника, тот вставал на дыбы и сбрасывал наездника. Ещё в 2 случаях — на этот раз, с взрослым самцом — причиной неудачи оказалось появление макаки-конкурента, которая прогоняла самку и занимала её место. Спрос на оленей велик! Вероятно, предпочтение взрослым самцам связано с тем, что это — самые покладистые партнёры: в большинстве случаев, они никак не реагировали на настырные ухаживания обезьяны, и продолжали спокойно кормиться.

Каковы выводы учёных? Самки макак, осёдлывавшие оленей, вели себя точно так же, как при гомосексуальных контактах в своей группе: принимали такие же позы, издавали такие же призывные звуки (характерные для самок в эструсе) и даже так же покусывали партнёра. Частота и продолжительность «осёдлываний» тоже совпали.

Когда рогатый избранник пытался уйти, у самки случалась типичная сексуальная истерика — влюблённая прижималась к земле, судорожно дёргалась и кричала, не отводя взгляда от объекта своей страсти.

Надо добавить, что все случаи «осёдлываний» оленей происходили только в сезон спариваний (у японских макак это осень и зима), а у самих самок были налицо все признаки овуляции.

Почему олени терпят приставучих обезьян? Учёные полагают, что макаки выполняют гигиеническую функцию, вылавливая насекомых из шерсти на спине, шее и голове оленя: самому копытному туда никак не добраться.

А какова мотивация самих обезьян? Может быть, молодые самки учатся на оленях сексуальному поведению (гипотеза «тренировки»). Возможно, олень — менее опасный партнёр, чем крупный и агрессивный самец макаки (гипотеза «безопасного секса»). По этой же причине самки склонны к гомосексуальным контактам — другая самка не покалечит.

Не исключено, что дело и в отсутствии полового партнёра: известно, что самцы японских макак предпочитают взрослых самок, игнорируя приставучих подростков. Вот и остаётся или идти к другой самке-подростку, или довольствоваться оленем (гипотеза «половой нужды»).

Наконец, учёные полагают, что сексуальные контакты с оленями могли быть результатом случайности: макаки порой забираются на оленей и чисто платонически. В какой-то момент самка могла обнаружить, что олень годится и для сексуальной стимуляции. А другие самки увидели — и тоже захотели попробовать. Так среди макак Миноо возникла новая сексуальная традиция. Причём совсем недавно, ведь до 2014 г. ничего подобного учёные не наблюдали.

Кстати, в 2017 г. учёные впервые увидели, как самец японской макаки пытался спариться с несколькими оленями…

Попытка самца макаки заняться сексом с оленем
Попытка самца макаки заняться сексом с оленем.