Посыпать песком и разгрызть. Кулинарная книга древнейших европейцев

Реконструкция <i>Homo antecessor</i>.
Реконструкция Homo antecessor.

Homo antecessor — ископаемый вид человека, живший в Испании 800 тыс. лет назад, питался крайне жёсткой пищей, более грубой, чем другие древние люди в Европе и Африке. Сырое мясо, костный мозг, а также немытые клубни вместе с песком — вот что входило в рацион древнейших европейцев. Об этом учёным рассказала зубная эмаль Homo anteсessor. Статья опубликована в журнале Scientific Report.

Исследование коснулось двух знаменитых памятников Испании — пещер Гран Долина и Сима дель Элефанте. Обе пещеры находятся в горах Атапуэрки и в своё время прогремели на весь мир. В Сима дель Элефанте найдены древнейшие в Европе останки человека — нижняя челюсть возрастом 1,2 млн лет. А в Гран Долине археологи раскопали кости не менее 6 человек, живших в пещере более 800 тыс. лет назад. По этим скелетам и описан своеобразный вид Homo antecessor. Впрочем, многие антропологи относят людей Гран Долины к европейским Homo erectus. Вместе с останками людей в пещере валялись многочисленные кости животных — носорогов, лошадей, кабанов, оленей, медведей, а также уток и даже черепах. При этом человеческие и звериные кости лежали вперемешку, а характерные надрезки на останках людей навели учёных на мысль о каннибализме. Древние испанцы ели много мяса, в том числе — увы! — человеческого. Надо добавить, что недавнее исследование показало: люди Сима дель Элефанте употребляли в пищу не только мясо, но и два вида злаков.

Метод, использованный учёными — анализ микроскопических царапин на эмали «щёчной» поверхности жевательных зубов. Такие повреждения оставляют, например, фитолиты — твёрдые частицы в тканях растений, а также попадающийся в пище кварцевый песок. Плотность, длина и ориентация царапин зависит от характера пищи. Методика ранее проверялась на современных охотниках-собирателях и земледельцах, и учёные убедились, что разные типы питания соответствуют разному рисунку царапин.

В исследовании участвовали один зуб из Сима дель Элефанте и 7 из Гран Долины. Их поверхности фотографировали под электронным микроскопом, а результаты сравнивали с 7 зубами Homo ergaster из Африки, 21 зубом гейдельбергского человека из Африки и Европы, а также с 6 испанскими неандертальцами.

Что показало исследование?

Плотность микроповреждений на зубах из Гран Долины и Сима дель Элефанте оказалась максимальной, оставив позади всех прочих древних людей. И по другим характеристикам гоминиды Атапуэрки тоже заняли особое положение. Что это значит? Хотя метод не позволяет выяснить, какие конкретно продукты употреблялись, исследование показывает, что пища древних испанцев была очень груба. Такие следы остаются, например, если есть немытые клубни вместе с прилипшей к ним землёй. Кроме того, в рацион людей Атапуэрки, вероятно, входила соединительная ткань и костный мозг, ради которого они, не довольствуясь каменными орудиями, буквально разгрызали кости животных. Об этом говорит и сильный износ зубов, свидетельствующий о высокой нагрузке.

По горизонтали: плотность микроцарапин на щёчной поверхности жевательных зубов. По вертикали (сверху вниз): Homo ergaster, Человек из Сима-дель-Элефанте, люди из Гран-Долина, гейдельбергский человек из Мауэра (Германия), гейдельбергские люди из Сима де лос Уэсос (Испания), гейдельбергские люди из Араго (Франция), гейдельбергские люди из Понтневидд (Англия), гейдельбергский человек из Кабве (Южная Африка), неандертальцы.

Орудия, найденные в Сима дель Элефанте и Гран Долине, очень примитивны — это так называемый олдован. С такими инструментами продукты особо не обработаешь. Ещё важнее то, что в обеих пещерах нет никаких следов использования огня. То есть пища здесь была только сырой.

Итак, на завтрак, обед и ужин обитатели Атапуэрки получали сырое мясо, кости и немытые клубни. Бедные Homo antecessor! На такой диете и каннибалом стать недолго. Надо сказать, что по сравнению с людьми Гран Долины, жизнь неандертальцев и гейдельбергского человека была просто райской. По крайней мере, судя по микроповреждениям на зубах, их пища оказалась гораздо более щадящей. Вот что значит прогресс в кулинарии, более продвинутые орудия и приручение огня.

Однако зубы более древних африканских эргастеров также отстают от людей Атапуэрки по плотности микроцарапин. Исследователи объясняют это так: африканцы могли позволить себе разбавлять рацион мягкими фруктами и овощами. В Атапуэрке же — в горах, покрытых хвойными лесами, такая роскошь была доступна лишь изредка.

1. Alejandro Pérez-Pérez, Marina Lozano, Alejandro Romero, Laura M. Martínez, Jordi Galbany, Beatriz Pinilla, Ferran Estebaranz-Sánchez, José María Bermúdez de Castro, Eudald Carbonell, Juan Luís Arsuaga. The diet of the first Europeans from Atapuerca. Scientific Reports, 2017; 7: 43319 DOI: 10.1038/srep43319

Автор — Александр Соколов.