Короткоухий прыгунчик — одно из главных открытий 2014 года

Короткоухий прыгунчик вида <i>Macroscelides micus</i>.
Короткоухий прыгунчик вида Macroscelides micus.

Биологи считают, что нам известны лишь десять процентов всех видов живых организмов Земли. До сих пор существует «биологическая тёмная материя» — микробы, живущие в толще земной коры, на дне океана, в толще воды, в атмосфере и даже в космосе. Только недавно появились инструменты, позволяющие определить, какие именно микроорганизмы живут в природных средах. Но учёные находят новые виды не только в «микромире». Среди «новых» видов, о которых стало известно в прошлом году, — крупные насекомые, пауки, рыбы и млекопитающие.

Учёные из Калифорнийской академии наук сообщили в прошлом году о 221 новооткрытом виде животных. Среди них как живущие в различных регионах планеты современные виды, так и ископаемые. Описаны 110 видов муравьёв, 28 видов рыб, 24 вида морских огурцов и другие представители фауны.

Одним из главных открытий стал вид короткоухого прыгунчика Macroscelides micus. В мире ежегодно открывают только около десяти неизвестных ранее млекопитающих. Специалисты, представляющие Калифорнийскую академию наук, открыли три вида за последнее десятилетие. Короткоухий прыгунчик обитает в Африке, в Намибии. Для того чтобы определить Macroscelides micus как отдельный вид, потребовалось проведение девяти экспедиций и множество лабораторных генетических исследований. Прыгунчиковые — животные, эволюционная история которых остаётся не до конца прояснённой. В разное время их причисляли к насекомоядным, к дальним родственникам копытных, объединяли с тупайями и зайцеобразными. Но сейчас, после проведения молекулярных исследований, их относят к надотряду Afrotheria, объединяющему тенреков, златокротов, трубкозубов, слонов, сирен и даманов.

Энтомолог Брайан Фишер (Brian Fisher), также представляющий Калифорнийскую академию наук, более двадцати лет работает в одном из особо богатых видами мест планеты — на острове Мадагаскар. В 2014 году его научная группа сообщила об открытии 110 видов и четырёх родов муравьёв. Один из видов особенно интересен. Он получил имя «Муравей-герой» (англ. Hero Ant), латинское название — Malagidris sofina. «Звание» героя присвоено виду за необычное поведение: эти насекомые, в случае угрозы для муравейника, бросаются на врага и, сцепившись с ним, падают с муравейника вниз, жертвуя собой.

Брайан Фишер в своих статьях напоминает, что практикуемые на острове традиционные методы хозяйствования (подсечно-огневое земледелие) являются главной угрозой для существования не только муравьёв, но и всей экологической системы в целом.