Учёные нашли новую форму жизни — глубоководные «грибы»

"Это то ли очень раннее ответвление от древа жизни, то ли переходный тип существа" — говорит доктор Йорген Олесен.
«Это то ли очень раннее ответвление от древа жизни, то ли переходный тип существа» — говорит доктор Йорген Олесен.

Два странных организма, обнаруженные в глубинах океана у берегов Австралии, учёные не смогли отнести ни к одному из известных биологических типов. Из этого сделали вывод, что, возможно, мы имеем дело с незнакомой до сих пор науке формой жизни. Как полагают исследователи из Университета Копенгагена, организмы, похожие на полупрозрачные грибы, могут относиться к древним вымершим формам жизни, существовавшим на Земле 600 млн лет назад.

Согласно одной из догадок, глубоководные плавучие «грибы» представляют собой один из ранних вариантов эволюции многоклеточной жизни и могли быть её «неудавшимися экспериментами».

Создания, получившие латинские названия Dendrogramma enigmatica и Dendrogramma discoides, не превышают в длину двух сантиметров, состоят из внешнего покрова, небольшого рта и внутреннего органа — ветвистого желудка, пространство вокруг которого заполнено плотным желеобразным веществом. Существа были обнаружены ещё в 1986 году на глубине 400 и 1000 м недалеко от острова Тасмания, но только сейчас были, наконец, впервые научно описаны в публикации журнала Plos One.

"Подобные находки чрезвычайно редки, — говорит соавтор статьи Йорген Олесен. — Они случались раза четыре за последние 100 лет".
«Подобные находки чрезвычайно редки, — говорит соавтор статьи Йорген Олесен. — Они случались раза четыре за последние 100 лет».

Исследователи нашли некоторые схожие черты с другими группами живых существ, обитающих в воде — такими, например, как стрекающие, или книдарии — нечто среднее между кораллом и медузой. Однако новые организмы не проходят по всем тем критериям, по которым они должны соответствовать, чтобы попасть в такую категорию живых существ.

Доктор Олесен считает, что «подводные грибы» — то ли очень раннее ответвление от древа жизни, то ли переходный тип существа. По его словам, возможно, они ещё разовьются и войдут в какую-то из уже существующих групп. О биологии существ Dendrogramma известно очень мало. Очень помогло бы исследование ДНК этих организмов, но для этого надо найти новые экземпляры — имеющиеся пострадали от долгого хранения, сначала в формальдегиде, затем в 80% спирте, что не даёт возможности проанализировать генетический материал.

В своей публикации в Plos One исследователи обращаются к учёным всего мира с призывом о помощи в поисках новых экземпляров таинственных подводных «грибов».