Учёные выяснили, как жили люди в Южной Африке после извержения вулкана Тоба

Площадь кальдеры вулкана Тоба — 1775 км<sup>2</sup>. Сегодня в ней находится озеро Тоба — крупнейшее на Суматре.
Площадь кальдеры вулкана Тоба — 1775 км2. Сегодня в ней находится озеро Тоба — крупнейшее на Суматре.

Международная группа исследователей выяснила, что обитатели побережья Южной Африки почти не изменили свой образ жизни после извержения вулкана Тоба 74 тыс. лет назад. Археологические находки позволяют предположить, что люди использовали пещеры до извержения и начали приходить туда активнее после катастрофы. Найденные орудия труда свидетельствуют о технических усовершенствованиях.

Извержение вулкана Тоба на индонезийском острове Суматра 74 тыс. лет назад было одним из самых сильных за всю историю планеты. Отложения вулканического пепла, оставшиеся после этого события, в некоторых местах, например, в Индии и Малайзии, достигают нескольких метров. Считается, что это событие повлекло за собой значительное сокращение численности людей на планете.

Учёные из США, ЮАР, Австралии, Греции и Великобритании объединились, чтобы выяснить, как переживали извержение обитатели южно-африканского побережья. В пещерах Пиннакл Пойнт (Pinnacle Point) учёные исследовали примерно 15-метровый слой, имеющий следы деятельности человека. При помощи оптического датирования (оно показывает, когда в последний раз изучаемый образец находился на свету) они проанализировали обнаруженные вулканические отложения, осколки размером с песчинку. Результаты оказались практически идентичными не только находкам во втором исследованном ими месте — на стоянке Флисбай (Vleesbaai) в 8,7 км от пещер, — но и показали, что аналогичные следы извержения ранее находили в озере Малави (Восточная Африка) и в Индии. Учёные пришли к выводу, что обнаружили следы извержения, которое случилось больше 70 тыс. лет на Суматре, в 9 тыс. км от вулкана.

Около 400 тыс. археологических находок в пещерах свидетельствуют о том, что люди обитали в них как до, так и во время и после извержения. Более того, исследователи считают, что после катастрофы предки современных людей начали пользоваться пещерами чаще. Более поздние слои предоставили учёным множество археологических находок, свидетельствующих об активном присутствии человека. Отмечается, что и пещеры, и стоянку Флисбай использовали, по-видимому, одни и те же люди.

«Над найденной тефрой (отложения выброшенного вулканом и осевшего на землю материала) мы отметили увеличение числа находок из кости и следы горения, — отметила участница исследования, археолог Зенобия Джейкобс (Zenobia Jacobs) из Университета Вуллонгонга (University of Wollongong). — Также мы обнаружили небольшие ножи, которые, как мы знаем, специально нагревали, чтобы укрепить». По словам Джейкобс, находки могут говорить не только о большей активности людей и увеличении их численности в районе пещер, но и о технических усовершенствованиях орудий труда.

Выжить при условии неблагоприятных климатических изменений людям помогла морская пища. Как отметила Джейкобс, обитатели Пиннакл Пойнт могли есть больше моллюсков, на которых погодные перепады влияют меньше, чем на других представителей флоры и фауны. В то же время дальше от воды в тот период количество пищи могло сократиться, что усложнило бы выживание.

Стоит отметить, что оценка последствий извержения учёными неоднозначна. Ряд исследователей поддерживает «гипотезу вулканической зимы». Согласно ей, природная катастрофа на Суматре сыграла значительную роль в эволюции человека, почти полностью уничтожив население Азии и Сибири. После извержения вулкана небо едва ли не на несколько лет затянулось плотным облаком пепла, отражающего солнечные лучи, и средняя температура на Земле заметно упала. Немногим позже, около 73 тыс. лет назад, наступил один из сильнейших пиков оледенения, продолжавшийся около тысячи лет.

Следы извержения находили в Индии, Гренландии, Антарктике и даже в озере Малави (около 7 тыс. км от вулкана Тоба). Несмотря на то, что Африка, по-видимому, в меньшей степени пострадала после извержения, на этой территории число находок соответствующего периода, указывающих на активность людей, также совсем невелико. Причины этого пока до конца не ясны. Судя по результатам новой работы учёных, некоторые группы людей на побережье современной Южной Африки успешно пережили катаклизм.