Подробности кулинарии древних каннибалов

+7 926 604 54 63 address
Следы, оставленные каменным орудием на фрагменте плечевой кости из пещеры Санта-Майра.
Следы, оставленные каменным орудием на фрагменте плечевой кости из пещеры Санта-Майра.

Археологи делят доказательства каннибализма на несколько категорий. К наиболее явным относят, например, человеческие кости, найденные в человеческих же копролитах (то есть окаменевших фекалиях!). К косвенным относятся отметины от орудий и зубов; следы огня; ситуации, когда в захоронении присутствуют только определённые (гастрономически ценные) части скелета; ситуации, когда кости человека перемешаны с костями животных.

Как известно, чем дальше в прошлое — тем более зыбки свидетельства. И всё-таки, судя по всему, наши предки не брезговали человечинкой испокон веков. Например, доказанным можно считать факт людоедства древнейших европейцев в Гран Долина (Испания) — эти каннибалы вершили свои чёрные дела почти миллион лет назад. Ряд свидетельств каннибализма есть и на неандертальских памятниках, и в верхнем палеолите, и в мезолите, и в неолите.

Каждый раз, когда антропологи и археологи натыкаются на подобные свидетельства, исследование разделяется на две части: во-первых, найденные следы нужно описать и интерпретировать. А, во-вторых, постараться разобраться в их причинах.

Именно о таком исследовании говорится в статье, опубликованной в Journal of Anthropological Archaeology.

30 фрагментов человеческих костей найдены в мезолитических слоях испанской пещеры Санта-Майра (Coves de Santa Maira), которая находится в 120 км к югу от Валенсии. Люди посещали её тысячи лет, начиная от верхнего палеолита и заканчивая Средневековьем.

Археологи обнаружили человеческие кости в третьем слое отложений пещеры (4 фрагмента были перемещены грызунами в другие слои, но цветом и сохранностью они не отличались от остальных). Возраст отложений, согласно радиоуглеродному анализу, 10,2 — 9 тыс. лет.

Останки принадлежали как минимум трём индивидам — крупному взрослому, взрослому поменьше и ребёнку двух лет, от которого осталась только лопатка. Прямое радиоуглеродное датирование останков обоих взрослых подтвердило, что они попали в слой около 10 тыс. лет назад, причём возможно, захоронение не было одновременным.

Вместе с человеческими костями в слое находились столь же фрагментарные кости животных. Исследователи обратили внимание на следы разделки, присутствующие на останках как животных, так и людей. Сразу возникла версия каннибализма, но специалисты решили провести тщательное «расследование». Доказательства предполагаемого каннибализма разделили на несколько групп: следы орудий, следы зубов, отметины от ударов и результаты термической обработки.

Фрагмент черепа из пещеры Санта-Майра, со следами орудий.
Фрагмент черепа из пещеры Санта-Майра, со следами орудий.

Следы от инструментов на костях специалисты подразделяют в соответствии с этапами процесса потребления добычи: сначала — снятие кожи, потом расчленение, затем отделение мяса и, наконец, разламывание костей, чтобы добыть костный мозг. На останках учёные нашли отметины, характерные для всех перечисленных этапов. С черепа, возможно, снимали скальп.

Авторы отдельно рассмотрели следы человеческих зубов, подчёркивая, что это — самое явное свидетельство каннибализма. Проблема заключается в том, что отпечатки зубов человека нелегко отличить от следов, оставленных зубами прочих плотоядных. Однако по некоторым признакам специалисты могут это сделать. Прежде всего, человеческий укус слабее. Отличается и форма отпечатка. Ссылаясь на эксперименты, проводившиеся на кроличьих костях, исследователи показали, что ряд отметин на останках из пещеры оставлены именно человеком. Например, человек явно грыз конец одного из рёбер.

Кроме того, 16 костей древние обитатели пещеры разламывали или разбивали, стараясь добраться до костного мозга.

Наконец, есть на останках и признаки обугливания. 19 костей, судя по их тёмному цвету, жарили на огне. Авторы отмечают, что большая часть костных фрагментов обожжена и с внешней, и с внутренней сторон, то есть их бросили в огонь уже после разламывания. Однако 5 фрагментов бедренной кости обожжены только снаружи — то есть кость сначала подносили к огню, а потом уже раздробили. Возможно, нагрев использовали, чтобы упростить добывание костного мозга.

Как уже говорилось, человеческие кости лежали в пещере вперемешку с останками животных. Древние охотники добывали благородных оленей, кабанов, серн, кроликов. Но главная добыча обитателей пещеры — горные козлы. На их многочисленных костях археологи обнаружили точно такие же следы разделки, как и на человеческих останках. Авторы исследования выяснили, что частота различных повреждений на человеческих и козьих костях совпадает.

Забавно: авторы считают необходимым сообщить, что при сравнении не рассматривали козлиные рога, поскольку у них нет аналогов в человеческом скелете.

Итак, все эти факты однозначно говорят о том, что в пещере совершались людоедские трапезы. Но что заставило людей прибегнуть к каннибализму? Было ли их людоедство вынужденным, вызванным голодом, или систематическим? В результате конфликта, войны? В составе сложного погребального или магического ритуала? Кого ели — своих или чужих? Точных ответов нет.

То, что останки человека перемешаны с костями животных, ставит под сомнение версию ритуала. А как насчёт голода? По мнению специалистов, и это сомнительно. Древние обитатели пещеры охотились на лесных и горных млекопитающих, разнообразили свой рацион моллюсками и рыбой — множество рыбьих костей найдено в том же третьем слое. По идее, они не страдали от нехватки пищи! Так что, весьма вероятно, у них практиковался не вынужденный, а «социально одобряемый» каннибализм. Всё же, учитывая малочисленность человеческих костей на стоянке, авторы считают, что и версию эпизодического голода, в результате некого внезапного кризиса, нельзя исключать.

Специалисты в заключение пытаются найти социальные объяснения явлению: в эпоху перехода от верхнего палеолита к мезолиту плотность населения увеличивалась. Менялся жизненный уклад, и, вероятно, росла «социальная напряжённость». Люди всё чаще натыкались на «чужаков», а, значит, появлялось больше поводов для конфликтов.

  1. Juan V. Morales-Perez et al. Funerary practices or food delicatessen? Human remains with anthropic marks from the Western Mediterranean Mesolithic // Journal of Anthropological Archaeology 45 (2017) 115—130 http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0278416516301702

Автор — Александр Соколов.
.
Комментарии