Разрабатывается грузовое судно нового типа, OceanBird. Оно будет способно перевозить большие объёмы товаров, работая полностью на энергии ветра. А его выбросы будут на 90% меньше, чем у обычных сухогрузов сравнимого тоннажа.
В настоящее время 90% товаров в мире перевозят морским транспортом. Хотя это, возможно, не так плохо для окружающей среды, как воздушные перевозки, грузовые суда по-прежнему работают на ископаемом топливе, так что и этой отрасли есть куда расти.
Считается, что выхлопы от ископаемого топлива, используемого в судоходстве, составляют примерно 2% связанных с производством энергии выбросов углекислого газа в мире, и их общий объём увеличивается.
Исследователи компании Wallenius Marine хотят решить эту проблему. Они работают над проектом корабля под названием OceanBird. Он должен будет использовать только ветровую энергию. Инженеры надеются, что OceanBird сможет переправлять 7000 автомобилей через Атлантический океан.
Паруса-крылья высотой 80 метров (при необходимости убираемые) будут управляться алгоритмами, которые точно рассчитают, как наиболее эффективно использовать энергию ветра в океане. Вспомогательный двигатель, работающий на чистом водородном топливе, будет доступен в качестве резервного, а также для входа и выхода из гаваней.
При внушительной средней скорости в 10 морских узлов (18,52 км/час) OceanBird сможет переплыть Атлантический океан примерно за двенадцать дней, утверждает команда разработчиков, в то время как «обычным» современным судам сравнимых габаритов на это необходимо около восьми дней.
Работая над проектом, исследователи использовали лидары — аналогичные тем, что применяются в беспилотных автомобилях, — для наблюдения за потоком ветра на высоте до 300 метров над уровнем палубы.
Основываясь на не менее чем 35 миллионах различных точек измерения, инженеры обнаружили, что скорость ветра колеблется не так сильно, как предполагалось. Ещё одной важной находкой стало понимание того, что способность «поймать ветер» зависит не только от конфигурации парусов — форма корпуса судна также влияет на силу и направление ветра над палубой.
Затем команда провела компьютерное моделирование и тестирование в реальных условиях с масштабными моделями, чтобы выяснить, какой дизайн лучше приспособлен для перевозок груза через океан.
Однако пока OceanBird не готов отправиться в первое плавание: проект судна планируют завершить к концу 2021 года, а сам корабль должен появиться только в 2024 году.
Предполагается, что принципиальная схема в итоге может быть использована и в других типах кораблей, в т.ч. работающих на ископаемом топливе, включая круизные суда.
Напомним, что ещё в 2017-м году успешно испытано другое современное судно на ветровой тяге — Aghia Marina компании SkySails. Тогда морские инженеры использовался кайт, ловящий ветер в верхних слоях атмосферы. Но разработка так и не была внедрена, так как подрядчикам оказалось невыгодно переходить на новую технологию.