Людям с расстройствами аутистического спектра сложно общаться и чувствовать эмоциональное состояние других людей. Но у них есть и суперспособность — по мнению учёных из Кембриджского университета (University of Cambridge), они реже покупаются на маркетинговые трюки. Результаты нового исследования опубликованы в журнале Psychological Science.
Известно, что людям с расстройствами аутистического спектра (РАС) проще отсекать отвлекающие стимулы и неуместный контекст. «Считается, что люди с аутизмом больше концентрируются на деталях и меньше внимания уделяют общей картине, — говорит Джордж Фармер (George Farmer), один из авторов исследования. — Это подтверждают исследования восприятия — к примеру, они показывают, что аутисты меньше подвержены некоторым зрительным иллюзиям. Мы хотели знать, сказывается ли эта тенденция на задачах более высокого уровня, на принятии решений».
Нам постоянно приходится что-то выбирать: продукты, смартфоны, профессию и так далее. Если бы люди были полностью рациональны, они делали бы выбор на основе личных предпочтений, и наличие других, неинтересных опций на решение бы никак не влияло. Скажем, если кто-то любит сёмгу, а не стейки, в ресторане он предпочтёт эту рыбу — при этом неважно, есть в меню лягушачьи лапки или нет. Но в реальности, решения часто зависят не от качеств самого предмета, а от ассортимента: привлекательность опции определяют, сравнивая её с другими. Поэтому выбором между двумя вариантами можно манипулировать, просто добавив третий, который заставляет остальные казаться лучше — этот приём называют «эффектом приманки» (decoy effect). Скажем, вы решили купить годовую подписку на журнал и выбираете из трёх вариантов: веб-версия за 1000 рублей, бумажная за 2000 или сразу цифровая и бумажная за 2000. Конечно, в таком случае бумажный журнал едва ли кто-то выберет, но так и задумано: эту опцию добавили только для того, чтобы дорогая подписка «всё включено» казалась выгоднее.
Авторы работы предположили, что аутистов будет сложнее поймать на этот маркетинговый трюк. Чтобы это проверить, они провели онлайн-исследование с участием 212 обычных людей (или «нейротипиков») и 90 людей с РАС из Центра изучения аутизма (Autism Research Centre). Добровольцам предлагали 10 пар продуктов, которые отличались по двум параметрам, причём каждую показывали дважды: в первый раз в набор включали дополнительную опцию-приманку, которая должна была продать вариант А, во второй — вариант Б. Участники должны были выбрать наилучшую альтернативу. Если они принимали решения рационально, то должны были оба раза выбрать одно и то же, поскольку лишняя опция на практике была бесполезна. Но когда добровольцы покупались на приманку, они изменяли свои предпочтения.
Результаты показали, что люди с РАС остаются верными своему решению чаще, чем нейротипики. Учёные повторили эксперимент, на этот раз с участием людей из общей популяции, которые в ходе тестов показывали очень высокий или низкий коэффициент аутистического спектра. Они снова наблюдали схожую картину: добровольцы с высоким коэффициентом были более постоянными и реже покупались на «эффект приманки». «В традиционной экономике постоянство выбора рассматривается как стандарт, поэтому снижение чувствительности к контексту демонстрирует, что аутизм нельзя считать «инвалидностью» во всех отношениях», — заключили авторы работы.