Учёные из Лёвенского католического университета (нидерл. Katholieke Universiteit Leuven, Бельгия) представили новый терапевтический метод, который позволит пациентам с ВИЧ временно прекратить приём лекарств. Результаты исследования проливают новый свет на поиск лекарства от вируса иммунодефицита человека. Работа опубликована в журнале EBioMedicine.
Существующие антиретровирусные препараты подавляют размножение вируса, однако не могут полностью удалить его из организма человека. Поэтому пациентам с ВИЧ приходится принимать их всю оставшуюся жизнь. Учёные всего мира пытаются придумать способы окончательно уничтожить вирус.
Проникнув в клетку человеческого организма, ВИЧ синтезирует ДНК-копию на матрице своей РНК. С помощью клеточного белка LEDGF, выполняющего роль «крючка», он цепляется за нужные участки ДНК клетки-хозяина и встраивает туда копию. После этого вирус начинает размножаться, и человек заболевает. В 2010 г. учёные из Лёвенского католического университета разработали ингибиторы интегразы под названием LEDGIN, которые блокируют этот «крючок». В результате вирус не может встроиться в нужное место ДНК.
Докторант Ленард Вранкс (Lenard Vranckx) обнаружил, что вирус, который лечат препаратами LEDGIN, поселяется в тех местах ДНК, где не может реплицироваться. «Мы продемонстрировали, что лечение препаратами LEDGIN не только блокирует встраивание вируса ВИЧ, но и гарантирует, что вирус не размножается, когда лечение прекращается», — объясняет Вранкс.
«Это открытие создаёт условия для новых клинических исследований препаратов с ингибиторами интегразы LEDGIN, — говорит профессор Зегер Дебисер (Zeger Debyser), один из авторов исследования. — Мы не знаем, приведёт ли этот подход к окончательной победе над ВИЧ, но даже вариант развития событий при котором пациенты смогут на некоторое время перестать принимать лекарства — уже важный шаг в правильном направлении».
Однако исследователи осторожны в прогнозах. «Мы не хотим давать ложную надежду, — предупреждает Дебисер. — Мы проводили исследование на клеточных культурах. Результаты ещё предстоит протестировать на мышах и в ходе клинических испытаний. Вот почему возможное лечение, основанное на этом открытии, появится только через несколько лет. Но теперь мы знаем, в каком направлении будем продолжать работу».