Взрыв Falcon — самый значительный провал в истории компании SpaceX

Дым и пламя на стартовой площадке SpaceX
Дым и пламя на стартовой площадке SpaceX.

Глава SpaceX Илон Маск (Elon Musk) назвал катастрофу на стартовой площадке «наиболее значительным и сложным провалом» за 14-летнюю историю компании.

После недели молчания Маск сообщил в «Твиттере», что компания всё ещё расследует причины катастрофы, второй за последние 15 месяцев.

Огромный огненный шар вспыхнул на основной стартовой площадке компании на мысе Канаверал во время предстартовой проверки 1 сентября. Ракета Falcon и спутник компании Facebook были утеряны, а стартовая площадка повреждена. Наземные команды заправляли ракету для огневой проверки двигателей за два дня до запланированного старта.

Взрыв сотряс стартовую площадку, очищенную рабочими для проверки, и вызвал вибрацию в зданиях за несколько миль от неё — в соседнем Космическом центре имени Кеннеди. Звук взрывов был слышен в течение нескольких минут, и в утреннее небо поднимался столб чёрного дыма.

Особенно загадочен, по словам Маска, «более тихий взрыв», прозвучавший за несколько секунд до появления того, что он назвал огненным шаром. Он сказал, что звук взрыва исходил от ракеты или чего-то ещё.

«Важно отметить, что это произошло во время рутинной операции заправки, — написал он в «Твиттере». — Двигатели не были включены, и не было явного очага возгорания».

Вскоре после этого Маск сказал, что проблема, кажется, возникла рядом c кислородным баком верхней ступени. Он не упомянул об этом в твите, написанном в начале пятницы.

После требований о публикации дальнейшей информации в пятницу, представители SpaceX заявили, что на данный момент новой информации о причинах аварии нет.

«Мы продолжаем тщательно расследовать потерю Falcon 9 — при поддержке Федерального управления авиации (FAA), НАСА, Военно-воздушных сил США и отраслевых экспертов. — Сообщил представитель SpaceX Декс Торрике-Бартон (Dex Torricke-Barton) в пятничном электронном письме. — Нашим приоритетом является безопасное и надёжное возвращение к полётам».

Основная группа по расследованию причин катастрофы состоит из 20 человек, более половины которых представляют федеральные агентства и космическую индустрию. Группу возглавляет Ханс Кёнигсманн (Hans Koenigsmann), вице-президент SpaceX по обеспечению надёжности полётов.

SpaceX обратилась с просьбой к любому, у кого есть аудиозапись, фотографии или видеозапись аварии, присылать их на адрес report@spacex.com в целях дальнейшего расследования.

«Мы всё ещё работаем над расследованием причин появления огненного шара на Falcon. — Сообщил Маск в «Твиттере». — Это самый трудный и сложный провал, который мы пережили за 14 лет».

Его частная космическая компания пришла к успеху, осуществив уже в 2016 году восемь запусков, два из которых были сделаны по контракту с НАСА по доставке грузов на МКС. Также в декабре прошлого года компания справилась с задачей первой в мире посадки разгонной ступени ракеты, использованной в орбитальной миссии, а затем повторила успех. Она планировала повторно использовать ступень для предстоящего запуска спутника.

SpaceX пыталась наверстать упущенное после взрыва Falcon в июне 2015 года, приведшего к шестимесячному перерыву в запусках. Причиной предыдущей катастрофы оказалась силовая стойка, оторвавшаяся внутри верхней ступени. Сообщалось, что проблема решена.

Теперь, когда планируется осуществить более 70 запусков стоимостью 10 миллиардов долларов, в SpaceX говорят, что в случае необходимости можно использовать две другие её стартовые площадки — одну в Космическом центре имени Кеннеди, а вторую в Калифорнии, после того как Falcon будет снова готов к полёту. Обе площадки строятся и скоро должны быть готовы к запускам.

Сейчас НАСА мало высказывается публично о неудаче SpaceX. Космическое агентство США рассчитывает на SpaceX и Boeing в деле доставки астронавтов на МКС. Ещё до катастрофы 1 сентября намеченная дата запуска в следующем году была под угрозой срыва.

«Очевидно, что этот инцидент является шагом назад для SpaceX», — сказал Дейл Скран (Dale Skran), исполнительный вице-президент Национального космического общества (National Space Society). В то же время, он отметил в своём заявлении в начале этой недели, что НАСА поступило мудро, заключив контракты по доставке грузов и астронавтов с несколькими компаниями, не только с точки зрения конкуренции, но и в плане запасных вариантов.

В момент взрыва, космический аппарат НАСА OSIRIS-REx находился на расстоянии всего одной мили, ожидая собственного запуска к астероиду. Как НАСА, так и компания United Launch Alliance провели дополнительные проверки, чтобы убедиться, что ничего не было повреждено в результате взрыва перед успешным стартом в четверг.

Руководитель пусковых операций НАСА Тим Данн (Tim Dunn) выразил сочувствие и ранее на этой неделе дал высокую оценку стойкости SpaceX. «Никто из нас не хотел такое увидеть,  — сказал он. — Тем не менее, это часть нашего дела, которая имеет очень тяжёлые последствия».

Space Exploration Technologies Corporation (SpaceX) — американская компания, производитель космической техники со штаб-квартирой в городе Хоторн, Калифорния, США.

Основана в 2002 году прежним владельцем PayPal и CEO Tesla Motors Илоном Маском с целью сократить расходы на полёты в космос, открывая путь к колонизации Марса. Компания разработала ракеты-носители Falcon 1 и Falcon 9, с самого начала преследуя цель сделать их многоразовыми, и космический корабль Dragon (выводимый на орбиту теми же Falcon 9), предназначенный для пополнения запасов на Международной космической станции. Пассажирская версия корабля Dragon V2 для транспортировки астронавтов на МКС находится в финальной фазе разработки.

28 июня 2015 года произошла авария при запуске ракеты-носителя Falcon 9 c кораблём Dragon на борту в рамках миссии снабжения МКС SpaceX CRS-7. Ракета-носитель разрушилась в воздухе через 2 минуты 19 секунд после старта.