Видов, которым грозит вымирание, может оказаться больше, чем мы думаем

Пурпурный венценосный колибри (Boissonneaua jardini) сейчас классифицируется как "вид, находящийся под наименьшей угрозой".<br />

Наиболее авторитетная в мире база данных находящихся под угрозой исчезновения животных недооценивает — иногда сильно — риск исчезновения многих видов. Таково заключение нового исследования, согласно которому Международный союз охраны природы (МСОП), будучи не в состоянии внедрять новые технологии, такие как спутниковая и аэрофотосъёмка, неправильно классифицировал угрозы вымирания сотен видов животных. В результате природоохранные группы могут упустить из внимания многочисленные виды под угрозой исчезновения.

Стюарт Бутчарт (Stuart Butchart) из BirdLife International в Кембридже, Великобритания, организации, на которую возложена задача отслеживания птиц для МСОП, сказал, что общий подход исследования глубок, но он также считает, что авторы ошиблись в выводах и неправильно изменили статус многих видов.

Красная книга МСОП, созданная в 1964 году, ранжирует виды по шкале от «виды под наименьшей угрозой» до «исчезнувшие» с несколькими переходными уровнями между ними. База данных основана на исследованиях учёных и защитников природы, а также данных от десятков тысяч добровольцев и профессиональных натуралистов. Должностные лица МСОП включили эти наблюдения в алгоритм, учитывающий такие факторы, как утрата мест обитания и популяционные тенденции, а затем выстраивает классификацию, согласно которой виды попадают в Красную книгу.

«Это международный стандарт, — сказал Стюарт Пимм (Stuart Pimm), старший исследователь по новому исследованию и специалист по охране природы из Университета Дьюка (Duke University) в Дареме, штат Северная Каролина, — И он пока ещё не реализовал свой полный потенциал».

Проблема, пояснил Пимм, в том, что критерии МСОП для оценки угрозы вымирания видов устарели. Организация полагается на старые карты, и она не использовала спутниковую и аэрофотосъёмку, необходимые для лучшего обнаружения участков обезлесения и человеческих поселений, вторгающихся в ареал. В результате, по его словам, оценкам Красной книги МСОП не хватает тонких географических особенностей, таких как фрагментарное обезлесение и различия в высоте над уровнем моря, которые могут ограничить места обитания вида в пределах заданного диапазона.

Пимм, вместе с ведущим автором исследования Наталией Окампо-Пеньюэлой (Natalia Ocampo-Peñuela) и коллегами, обратился к данным о 586 видах птиц из шести регионов с большим видовым разнообразием (в том числе Западных Анд в Колумбии, Юго-Восточной Азии и Бразилии), занесённых в Красную книгу МСОП. 108 из этих видов занесены в Красную книгу как находящиеся под угрозой исчезновения. Команда Пимма изучила места обитания птиц с использованием данных о лесистости и высоте над уровнем моря, полученных при помощи дистанционного зондирования. Исследователи подсчитали, сколько устойчивых ареалов осталось для каждого из видов, а затем перезапустили алгоритмы оценки риска МСОП на основе этих новых данных.

Плохая новость: статус 210 видов птиц может быть изменён на находящихся под более высокой угрозой — «под угрозой исчезновения» или ещё хуже — для подавляющего большинства видов, сообщила команда в Science Advances.

Например, серокрылая котинга (Tijuca condita) в настоящее время внесена в список «уязвимых» при ареале около 3300 квадратных километров в лесистых горах к северо-востоку от Рио-де-Жанейро, Бразилия. Птица встречается только на высотах от 1200 до 1800 метров. Команда Пимма обнаружила, что только около 100 квадратных километров соответствуют требованиям среды обитания этой птицы. Это могло бы повысить уровень угрозы до статуса «на грани исчезновения».

Хотя в этом исследовании рассматривались только виды птиц, по мнению Пимма, результаты следует обобщить на млекопитающих и земноводных.

Заставить МСОП улучшить методы картографирования и дистанционного сбора данных является похвальной целью, написал в электронном письме Уолтер Джец (Walter Jetz), эколог из Йельского университета (Yale University). Главная необходимость, добавил он, состоит в большем количестве данных о местах обитания и биоразнообразии, которые бы дополнили и расширили Красную книгу МСОП, а не в том, чтобы полагаться на Красную книгу в качестве единственного источника информации о риске исчезновения видов.

Бутчарт считает, что исследователи использовали неправильные параметры при переоценке риска исчезновения птиц и преувеличивают риск исчезновения. Но авторы отстаивают свой подход.

Относительно главного предложения исследования, что Красная книга должна сосредоточиться на местах обитания в пределах видового ареала, Бутчарт написал, что МСОП планирует сделать это в будущих изданиях книги.