Половина образцов растений и животных в музеях определена неточно

Неточность
Неверно промаркированные образцы затрудняют работу эволюционных биологов и специалистов в области охраны природы.

Возможно, половина образцов растений и животных, хранящихся в музеях мира, определена неточно. Об этом говорит исследование, проведённое специалистами Оксфордского университета и Королевского ботанического сада Эдинбурга.

Даже самый опытный натуралист может ошибиться при определении вида редкого растения или рода насекомого. Поэтому бывают случаи, когда новые образцы попадают в музей и хранятся там под чужим именем — и это может быть проблемой для биологов.

«Во многих разделах биологических наук, в том числе академических исследованиях эволюции и природоохранных дисциплинах, а также для достижения целей, декларируемых Конвенцией о биологическом разнообразии, точное определение видов необходимо, — объясняет доктор Роберт Скотленд (Robert W. Scotland) с кафедры ботаники Оксфордского университета. — Без точных названий на образцах в коллекциях во всём мире мало смысла, так как они не отражают действительности».

Доктор Скотленд указывает на то, что негативные последствия неправильной маркировки образцов расширяются, так как данные об экспонатах музеев оцифровываются и попадают в интернет, где могут использоваться для анализа без поправки на ошибки определения.

Научная группа, в которую вошли специалисты Оксфордского университета и Королевского ботанического сада Эдинбурга, провела формальное исследование для оценки состояния дел. С помощью разработанной в Оксфорде программы (BRAHMS — Botanical Research And Herbarium Management System) сравнивались и анализировались имена, присвоенные видам, отобранным в качестве образцов. Применялись три различных метода, позволяющих оценить количество вероятных ошибок маркировки.

Во-первых, рассматривалось, как имя одного образца может меняться с течением времени. На протяжении многих лет в музеях образцы переименовывают, когда появляется информация, позволяющая уточнить классификацию. Были рассмотрены 4500 экземпляров Африканского имбиря рода Афрамомум и проведён точный учёт всех разновидностей растения и их образцов. Оказалось, что до этого исследования не менее 58% образцов были либо маркированы неверно (устаревшее или неточное наименование), либо определены только по роду или семейству. Сходные цифры получены при изучении образцов других растений. Команда предполагает, что такой же процент неправильных имён можно ожидать для многих групп растений.

Далее, исследователи рассматривали, как дублированные экземпляры одного растения могут получить разные названия в разных музеях. Обычно собиратели растений берут несколько образцов одного растения и передают их в музеи и гербарии по всему миру. «Это немного похоже на разделение близнецов при рождении», — объясняет Зои Гудвин (Zoë A. Goodwin), первый автор статьи.

После того, как образцы распределены, они часто получают имя от эксперта в их новом доме. Анализируя данные о семействе азиатских тропических деревьев — диптерокарповых — учёные обнаружили, что 9222 собранных растения были разделены на две или более частей, что дало в общей сложности 21 075 экземпляров. Из них 29% получили разные названия в разных гербариях. По крайней мере, одно из каждой пары имён должно быть неправильным.

Наконец, команда проанализировала количество ошибок в агрегированных данных в интернете. Были изучены записи, относящиеся к ипомеям — большому и разнообразному роду, который включает сладкий картофель, в базе Глобального информационного фонда биоразнообразия.

При рассмотрении имён, присвоенных 49 500 экземплярам, было обнаружено, что 40% из них были устаревшими синонимами, а не актуальными именами, 16% названий были неузнаваемы или неверны. Кроме того, 11% образцов не были идентифицированы по виду, указывался лишь род растения.

Команда считает, что существует три основных причины неточности наименования. Во-первых, вероятно, что специалистам не хватает времени на проведение исследований и публикацию монографий. Во-вторых, количество образцов в мире растёт слишком быстро, исследования отстают — к 2000 году изучено лишь 50% образцов, собранных с 1969 года. Наконец, в настоящее время существует так много музеев и гербариев во всём мире, что эксперты не могут пересмотреть все имеющиеся образцы каждого рода и уточнить их маркировку.

Из 1,8 миллионов различных видов, описанных учёными, 0,35 миллиона — цветковые растения, а 0,95 млн — насекомые. Если доктор Скотленд и его команда установили, что половина образцов растений промаркирована неверно, то другие исследования показывают, что с классом насекомых дела обстоят ещё хуже.

Команда предполагает, что оцифровка образцов — с тем, чтобы они были доступны для исследователей из любого уголка планеты, а также секвенирование ДНК являются основными инструментами, которые могут улучшить ситуацию с маркировкой образцов в коллекциях. Но эти подходы смогут улучшить качество именования, только если будут интегрированы в современные комплексные таксономические проекты.