Метеориты рассказали о климате красной планеты

Вулканические отложения на Плато Меридиана.

На поверхности Марса крайне мало жидкой воды — это ещё раз подтвердила международная группа исследователей, изучив скопление метеоритов в районе Плато Меридиана. Металлическое железо в составе метеоритов ржавеет в десятки тысяч раз медленнее, чем на Земле — а это значит, что климат Марса остаётся крайне засушливым уже миллионы лет. Новые данные показывают, что превратить красную планету в цветущий сад и новый дом для человечества будет, мягко говоря, непросто. Неутешительные результаты исследования опубликованы в журнале Nature Communications.

Марс — главный кандидат на колонизацию и основное направление поисков внеземной жизни, а жидкая вода — самое важное условие её зарождения. «Данные свидетельствуют о том, что больше трёх миллиардов лет назад климат Марса был влажным, а сама планета — обитаемой, — говорит один из авторов исследования Кристиан Шрёдер (Christian Schröder). — Однако новое исследование ещё раз подтверждает, что на сегодняшний день климат Марса очень сухой. Чтобы в изученных нами районах могли существовать живые организмы, им пришлось бы найти карманы глубоко под землёй, вдали от сухости и радиации на поверхности».

В прошлом году международный коллектив учёных опубликовал исследование, основанное на данных марсохода Curiosity. Информация о температуре и влажности, собранная марсоходом в районе кратера Гейл, показала, что иногда по ночам в верхних слоях почвы может конденсироваться очень солёная жидкость. Особенно подходящие условия — в высоких широтах, где температура холоднее. «Но, как показывают наши данные, этой влаги гораздо меньше, чем в самых засушливых местах на Земле», — объясняет Шрёдер.

В ходе нового исследования учёные проанализировали данные марсохода Opportunity о скоплении метеоритов в районе Плато Меридиана — обширной равнины в двух градусах к югу от экватора, на той же широте, что и кратер Гейл. Они рассчитали скорость химического выветривания на красной планете — в данном случае, вычислили, как долго на металлическом железе в составе метеоритов образуется ржавчина. Интенсивность химического выветривания зависит, в основном, от наличия воды. Учёные установили, что формирование ржавчины на Марсе занимает, как минимум, в 10, а, возможно, и в 10 000 раз больше времени, чем в самых сухих пустынях на Земле. Эти результаты свидетельствуют о том, что уже миллионы лет климат на планете — крайне засушливый.

Opportunity — второй марсоход космического агентства НАСА, запущенный в рамках проекта Mars Exploration Rover. На поверхность Марса опустился в кратере Игл, на плато Меридиана, 25 января 2004 года, через три недели после посадки первого марсохода Spirit.

Curiosity — автономная химическая лаборатория в несколько раз больше и тяжелее предыдущих марсоходов Spirit и Opportunity. Запуск состоялся 26 ноября 2011 года, посадка на поверхность Марса — 6 августа 2012 года.