Препарат времён Первой мировой снова в строю

Доктор Мишель Гантье полагает, что акрифлавин может защитить от будущих пандемий.

Антисептик, применявшийся для обработки ран во времена Первой мировой и затем не использовавшийся более 50 лет, может помочь справиться с устойчивыми штаммами бактерий и предотвратить будущие пандемии. К такому выводу пришли учёные из Мельбурна.

Группа исследователей из Института медицинских исследований Хадсона (Hudson Institute of Medical Research) обнаружила, что профилактическое применение акрифлавина защищает клетки от респираторных инфекций за счёт активации противовирусного иммунного ответа.

Антисептик, изготавливаемый из каменноугольной смолы, способен предотвращать вирусные инфекции и лечить бактериальные.

Руководитель исследования доктор Мишель Гантье (Michael Gantier) рассказал, что изначально акрифлавин использовался для обработки ран и лечения «сонной болезни» у солдат в ходе Первой мировой войны. «Мы ищем новое применение тому, что было под рукой всё время. Сейчас акрифлавина нет в аптеках, потому что люди не поняли, как он работает, — говорит доктор Гантье. — Позже акрифлавин заменили пенициллином, но сейчас, по мере появления всё более и более устойчивых бактерий, он может вернуться. Акрифлавин очень дёшев в производстве. Это не тот препарат, который вы стали бы выпускать, будучи частной компанией, пытающейся заработать на лекарствах».

Доктор Гантье отметил, что многие молекулы, как сообщалось в научной литературе, обладают противовирусной активностью: «Они есть, например, в экстракте зелёного чая и даже в вытяжке из красного вина. И мы полагаем, что эти молекулы могут действовать так же [как акрифлавин] — прикрепляясь к ДНК пациента или организма-хозяина и активируя противовирусный ответ».

Учёным удалось обнаружить, что акрифлавин обладает двойным действием. «С одной стороны, он влияет на бактерии, с другой, как мы установили, — активирует иммунный ответ организма-хозяина, тем самым защищая его», — рассказал доктор Гантье.

Всемирная организация здравоохранения (World Health Organization) предупреждала о возможном глобальном кризисе, связанном с появлением устойчивых к антибиотикам бактерий или супербактерий.

И, по мнению доктора Гантье, двойной эффект акрифлавина может помочь в борьбе с будущими пандемиями: «Мы полагаем, что пациентам из группы риска мы могли бы давать лекарство в виде ингалятора, чтобы его можно было применять примерно так же, как сейчас Вентолин».

По словам учёного, пациенты, получавшие профилактическое лечение антисептиком, стали устойчивее к инфекциям: «Они уже были на «низком старте». Поэтому, когда инфекционные агенты попали внутрь, организм лучше справился с ними».

«Мы можем применять акрифлавин для лечения людей, устойчивых ко всем существующим препаратам, и всё ещё получать пользу от терапии. Если нас ожидает новая пандемия, подобная эпидемии «испанского гриппа», унёсшей больше жизней, чем Первая мировая война, мы сможем защитить людей, у которых нет никаких других лекарств».

В настоящее время акрифлавин ещё изучается. Чтобы начать применяться в медицине, препарат должен будет пройти клинические испытания.

«Я полагаю, что возврат к лекарству, которое уже использовалось для лечения людей, проще, чем создание нового препарата», — сказал доктор Гантье.

Учёный поблагодарил интернет за возможность быстро найти и изучить материалы исследований за период с начала 1900-х: «Мне было бы гораздо сложнее провести эту работу 20 лет назад, когда я не имел возможности обратиться к статьям, написанным немецкими учёными». Он также отметил, что интернетом следует пользоваться для поиска ранних фармакологических исследований: «Многие препараты годами использовались, прежде чем люди поняли, как они работают. От некоторых средств отказались, потому что они были не слишком эффективны. Но возвращение к этим препаратам может быть неплохой идеей, потому что они очень хорошо изучены».