Выращенный в неволе лосось отличается на генетическом уровне от обитающего в природе

Инкубатор лососёвых рыб в Тилламуке, штат Орегон, США.

В процессе одомашнивания животные начинают накапливать изменения в генах, но только сейчас становится понятно, насколько быстро эти изменения могут идти. Проведённое в США исследование показало, что потомство рыб, выращенных в неволе, значительно отличается от своих сородичей, обитающих в дикой природе. При этом существенные отличия наблюдаются уже в первом поколении.

Исследователи из Университета штата Орегон (Oregon State University, OSU) в городе Корваллис совместно с Департаментом охраны рыбных ресурсов и диких животных Орегона изучили экспрессию генов у лососёвых рыб. Учёные сравнили потомство популяции, выросшей на рыбоводном заводе, с особями из естественной среды обитания. Объектом исследования стала микижа, она же радужная форель или камчатская сёмга, Oncorhynchus mykiss.

Генетические различия между двумя группами оказались весьма значительными. Уже в первом поколении были отмечены различия в экспрессии 723 генов. Эта разница не может быть объяснена материнским эффектом (влиянием материнской цитоплазмы на признаки потомства) или случайностью: учёные убедились в этом, проведя возвратное скрещивание.

«Рыбоводной завод очень сильно отличается от природной среды обитания и создаёт сильное давление естественного отбора, — говорит Майкл Блоуин (Michael Scott Blouin), профессор интегративной биологии в Научном колледже университета. — Бетонный бассейн с 50 000 плотно набившихся рыб и гранулированный корм — далеко не свободный речной поток».

Учёные пока не располагают полной информацией о том, за что отвечают гены, в которых произошли изменения. Но предварительные данные показывают, что некоторые из них связаны с иммунитетом, заживлением ран и обменом веществ. По словам Марка Кристи (Mark Christie), ведущего автора исследования, эта информация согласуется с идеей о том, что ранние стадии одомашнивания включают адаптацию к обитанию в стеснённых условиях.

Исследование проливает свет на особенности выращивания рыб в искусственных водоёмах и на изменения, которые возникают у потомства, выращенного в неволе. Изучив характер наследуемых изменений, можно найти новые варианты выращивания рыб в неволе, которые обеспечат снижение уровня вредных генетических изменений.