Amazon открыла магазин без кассиров, и это ещё не всё

Нет очередей. Нет касс. Нет, серьёзно
Нет очередей. Нет касс. Нет, серьёзно.

Американская компания Amazon открыла в Сиэтле продуктовый магазин Amazon Go, в котором нет кассиров и очередей — покупатели просто берут товар с полок и выходят на улицу. Магазин работает благодаря компьютерному зрению (то есть установленным в зале камерам) и датчикам, считывающим, какие товары покупатели взяли с полок. Покупатель использует установленное на смартфоне специальное приложение Amazon Go, которое запускается при входе в магазин — нужно просто показать сканеру QR-код на экране. Затем, когда покупатель взял нужные ему товары, система списывает сумму покупки с его счёта на Amazon. Пока что магазин функционирует в тестовом режиме и доступен только для сотрудников компании.

Амбициозные планы Amazon в области офлайновой розничной торговли выходят далеко за пределы просто нового магазина без кассиров. Согласно сообщению в The Wall Street Journal, Amazon надеется открыть более 2000 продуктовых магазинов шаговой доступности по всей территории США. Цель Amazon, крупнейшего интернет-магазина в США, состоит в полном контроле потока продукции со своих складов до конечного потребителя, что откроет возможность создать более надёжную сеть доставки и розничной торговли, не уступающую таким конкурентам Amazon как Target и Walmart.

Более того, отслеживая ваши передвижения в магазине и то, как вы что-то выбираете на полках, Amazon может проанализировать, какие товары вы заметили и какие, возможно, могли бы потом купить. Объединив эти данные с историей ваших просмотров на сайте Amazon.com, компания сможет рекомендовать вам ещё больше товаров, когда вы находитесь онлайн.

Всё это часть грандиозного плана Amazon, состоящего в том, чтобы стать логистическим хребтом розничной торговли, как онлайн, так и офлайн. Дополнительные физические локации также облегчат доставку продуктов под брендом Amazon Fresh.

Конечно, такой способ делать покупки удобен для клиентов. Но новостной портал Business Insider обращает внимание, что разворачивание сети «безкассирных» магазинов угрожает потерей рабочих мест для многих американцев, работающих кассирами. Более того, по мнению автора заметки, это угрожает плану избранного президента Дональда Трампа по созданию новых рабочих мест. Трамп в ходе предвыборной кампании обещал вернуть в Америку рабочие места, перенесённые корпорациями, искавшими дешёвую рабочую силу, за границу. Но в данном случае рабочим местам угрожает не их перенос в Мексику или Азию, а технологический прогресс. При этом Трамп практически не упоминал в своих речах об угрозе технологической безработицы.

По данным Бюро трудовой статистики США, в мае 2015 года 856 850 американцев работали кассирами продуктовых магазинов. Теоретически, модель продуктового магазина Amazon Go ставит эти рабочие места под угрозу.

А учитывая то, что нет видимой причины не применить эту модель также в книжных магазинах и магазинах одежды, примерно 3,5 миллионов человек рискуют лишиться работы из-за автоматизации.

Согласно данным Всемирной торговой организации, с 2001 по 2013 год США из-за переноса производства в Китай потеряли 3,2 миллиона рабочих мест.

На проблему сокращения рабочих мест в результате автоматизации и роботизации уже обращают внимание не только экономисты и политические активисты, но и главы крупнейших корпораций. Так, исполнительный директор Siemens Джо Кэзер (Josef Käser) недавно выступил за введение в условиях роботизации если не безусловного базового дохода, то неких социальных пособий для людей, лишившихся работы из-за внедрения новых технологий. То есть, высший менеджмент крупных корпораций понимает, что автоматизация в условиях капиталистической экономики, вероятно, поставит компании в ситуацию, когда им для снятия социального напряжения в обществе дешевле будет тратиться на некие пособия, чем создавать рабочие места.