Астрономы выследили второй межзвёздный объект

Внешний вид кометы C/2019 Q4. Фото: NASA/JPL-Caltech.

Астрономы обсуждают недавно обнаруженный объект, прилетевший из межзвёздного пространства. Официального подтверждения, что объект, обозначенный как C/2019 Q4, действительно межзвёздный, ещё нет. Но если это так, то это будет второй подобный обнаруженный объект.

Почему это интересно? Во-первых, в октябре 2017 года был обнаружен и подтверждён в качестве межзвёздного только один известный объект — его назвали 1I/Оумуамуа. Теперь их два. Второй вероятный межзвёздный объект был обозначен как C/2019 Q4 (Борисова). Геннадий Борисов, оптик по профессии, открыл его 30 августа 2019 в Крымской астрофизической обсерватории.

В заявлении НАСА объект назван кометой, а также сказано: «Новая комета C/2019 Q4 приближается к Солнцу, но остаётся дальше орбиты Марса, она приблизится к Земле не ближе, чем на 300 миллионов километров. После первоначального обнаружения кометы система Скаут, расположенная в Лаборатории реактивного движения НАСА в Пасадине, автоматически установила, что данный объект может быть межзвёздным. Давиде Фарноккья (Davide Farnocchia) из Центра по изучению околоземных объектов НАСА работал с астрономами из Центра координации околоземных объектов Европейского космического агентства, чтобы получить дополнительные данные наблюдений. Затем он обратился в Центр малых планет в Кембридже, чтобы оценить точную траекторию кометы и определить, где она возникла — в нашей Солнечной системе или в каком-либо другом месте Галактики».

Фарноккья говорит: «Текущая скорость кометы высока, она составляет около 150000 км/ч, что намного выше обычных скоростей объектов, вращающихся вокруг Солнца на этом расстоянии. Высокая скорость указывает не только на то, что объект, вероятно, возник за пределами Солнечной системы, но и на то, что он вернётся в межзвёздное пространство».

Знаем ли мы, как выглядит C/2019 Q4? Нет. Для нас это просто движущееся расплывчатое пятнышко. Его орбита напоминает орбиты долгопериодических комет. В заявлении НАСА он назван кометой, но в другом тексте — Европейского космического агентства — астрономы использовали более нейтральное слово «объект». В заявлении НАСА разъясняются результаты наблюдений, проведённых Карен Мич (Karen Meech) и её группой в Гавайском университете (University of Hawaii), и указывается, что диаметр ядра кометы находится в диапазоне от 2 до 15 км.

C/2019 Q4 был признан кометоподобным объектом в связи с нечёткими очертаниями, что указывает на то, что он имеет центральное ледяное тело, создающее окружающее облако пыли и частиц по мере приближения к солнцу и нагревания. Но даже «был признан» — сильно сказано, и учёные предполагают, что не каждый астроном согласится с этим утверждением.

Может ли объект быть чем-то иным, чем комета? Для 1I/Оумуамуа некоторые астрономы предположили, что объект может быть инопланетным артефактом, похожим на космический корабль Вояджер, направляющийся сейчас к границам Солнечной системы с золотыми пластинками. Астрономы пытались искать сигналы от 1I/Оумуамуа, но ничего не нашли. 1I/Оумуамуа продолжил путь, оставив после себя множество загадок. Если новый объект действительно межзвёздный, он, как и предыдущий, покинет Солнечную систему.

По данным НАСА, C/2019 Q4 будет в пределах досягаемости профессиональных телескопов в ближайшие месяцы. Фарноккья говорит: «Пик яркости объекта приходится на середину декабря, и до апреля 2020 он будет наблюдаем с помощью телескопов среднего размера. После этого он будет виден только с помощью крупных профессиональных телескопов до октября 2020».

НАСА заявило, что астрономы продолжат сбор данных для дальнейшей характеристики физических свойств объекта (размер, вращение и др.), а также попробуют определить её траекторию с большей точностью.

Таким образом, второй известный межзвёздный объект (вероятно) вошёл в Солнечную систему, и мы, вероятно, услышим об этом больше в ближайшие месяцы.