SpaceX успешно запустила в космос телескоп TESS. Он откроет 20 000 новых экзопланет

<i>Falcon 9</i> с космическим телескопом <i>TESS</i> на борту отправляется в космос.
Falcon 9 с космическим телескопом TESS на борту отправляется в космос.

Сегодня в 1:51 по московскому времени состоялся успешный пуск Falcon 9 со спутником TESS на борту. Полезная нагрузка вышла на заданную орбиту, первая ступень ракеты-носителя благополучно совершила посадку на автономную плавучую платформу. Удалось ли выловить створки обтекателя и вернуть вторую ступень — пока не известно.

Сегодня состоялась вторая попытка пуска Falcon 9 в рамках миссии TESS со стартовой площадки SLC-40 на мысе Канаверал. Пуск, запланированный на 16 апреля, пришлось перенести в связи с необходимостью дополнительной проверки GNC (системы управления движением и навигацией). В этот раз всё прошло, как и планировалось, в том числе и второстепенные операции по возвращению фрагментов ракеты на Землю. Первая ступень поколения Block 4 благополучно села на платформу OCISLY (Of Course I Still Love You). Сегодняшняя миссия стала 52-ым удачным пуском для Falcon 9 и 28-ым благополучным возвращением первой ступени. Пока неизвестно, удалось ли команде SpaceX выловить из океана створки обтекателя. Также Илон Маск в своём твиттере говорил о попытке впервые вернуть на Землю вторую ступень ракеты при помощи «огромного воздушного шара» и «надувного замка». Увенчалась ли эта затея успехом, также на данный момент не известно. Стоит отметить, что из сообщения главы SpaceX неясно, шла ли речь об этом запуске или о ближайшем будущем.

Космический телескоп TESS готовится к погрузке в обтекатель Falcon 9
Космический телескоп TESS готовится к погрузке в обтекатель Falcon 9.

На борту ракеты-носителя находился космический телескоп TESS, предназначенный для поиска экзопланет. Спутник успешно вышел в космос, но рабочей орбиты он достигнет более чем через месяц. Аппарат весит всего 350 килограмм, что делает его самой лёгкой полезной нагрузкой в истории Falcon 9. Космический телескоп, TESS разработанный MIT совместно с НАСА, должен стать своеобразным «потомком» телескопа Кеплер, который помог обнаружить 2652 из известных 3717 экзопланет. Однако между этими обсерваториями существует принципиальная разница. Кеплер с очень узким полем зрения искал звёздные системы на расстоянии от двух до трёх тысяч световых лет от Солнца, охватив за время своей миссии всего лишь четверть от 1% неба. TESS, оборудованный четырьмя широкоугольными камерами, сосредоточится на поисках наших «ближайших соседей» в радиусе до 300 световых лет от Земли.

Для обнаружения экзопланет TESS использует так называемый транзитный метод — измеряя изменения в светимости звезды в момент, когда перед ней проходит планета. На сегодняшний день это самый эффективный способ обнаружения новых планет. Чтобы минимизировать возможные помехи, спутнику необходимо выйти на особую орбиту, где он будет находиться достаточно далеко от Луны, при этом подходя к Земле достаточно близко, для передачи данных.

Траектория полёта телескопа TESS.
Зелёным обозначены разгонные витки вокруг Земли.
Красным — гравитационный манёвр вокруг Луны.
Жёлтым — путь для выхода на орбиту.
Голубым — высокая околоземная орбита, с периодом обращения 13,7 дней, на которой телескоп сможет находиться до 20 лет. || Фото: NSF.

Для этого он совершит три разгонных витка вокруг Земли, затем, 16 мая, пролетит мимо Луны, разогнавшись с помощью гравитационного манёвра, и затем, используя собственный твердотопливный двигатель, выйдет на рабочую околоземную орбиту с периодом обращения 13,7 дня. В течение двух лет аппарат будет тщательно изучать сначала северное, а затем южное полушария, охватив 85% звёздного неба. Основная задача телескопа — рассмотреть около 1000 ближайших к нашей системе красных карликов, но, по прогнозам учёных, в ходе миссии аппарат изучит 500 тысяч звёзд и обнаружит до 20 тысяч экзопланет, до тысячи из которых могут оказаться похожими на Землю. Специалисты также не отрицают возможности продления миссии, так как спутник сможет находиться на стабильной орбите до 20 лет.