Учёные объяснили происхождение Луны из гигантского пончика и составили карту её старейшего кратера

Структуры планеты, планеты с диском и синестии той же массы.

Исследователи из США и Великобритании представили работу, в которой они утверждают, что Луна появилась в облаке раскалённого газа, по форме напоминающем пончик. Эта версия исключает ряд вопросов, на которые не отвечает мнение о том, что спутник нашей планеты появился напрямую из осколков после столкновения Протоземли с крупным космическим объектом.

Уже около 20 лет доминирует точка зрения, что Луна образовалась после столкновения Протоземли на ранней стадии её формирования с космическим объектом размером примерно с Марс. Считается, что при этом столкновении на орбиту выбило большое количество вещества, которое и пошло на «строительство» Луны. Однако исследователи под руководством Саймона Лока (Simon Lock) поставили эту версию под сомнение.

«Выбросить на орбиту достаточно массы в каноничном сценарии довольно сложно, и вероятность столкновения, при котором всё произошло бы именно так, очень низка. Разброс необходимого угла столкновения и необходимых размеров объектов также очень мал, а даже если все условия соблюдены, не каждое подобное столкновение приведёт к нужному результату», — говорит ведущий автор работы Саймон Лок.

Аспирант Гарвардского университета (Harvard University) Саймон Лок вместе с коллегой Сарой Стюарт (Sarah Stewart) ещё прошлой весной опубликовал исследование, согласно которому при определённых условиях мощные столкновения вращающихся космических объектов приводят к формированию синестии. Так учёные назвали огромные облака горячего испарённого вещества. В центре этого планетного объекта располагается «зародыш» будущей планеты, а на её орбите возможно формирование спутника. Учёные считают, что образование синестии должно было нередко встречаться во время формирования планет. Гарвардский исследователь намеревался проверить, подойдёт ли его модель для описания формирования Луны.

Согласно публикации исследовательской группы под руководством Лока, такое вполне могло произойти. Пока вещество остывало и конденсировалось (что, к слову, происходило довольно быстро, всего в течение нескольких сотен лет), оно опадало в виде своеобразного дождя на будущую Землю, а часть попадала на небольшое «зёрнышко» относительно недалеко от центра синестии. Это «зёрнышко» в итоге и разрослось до размеров Луны, обращающейся по орбите вокруг нашей планеты.

По мнению исследователей, такой вариант формирования Луны может прояснить ряд оставшихся у учёных вопросов. Так, в частности, схожий изотопный след (набор изотопов различных веществ, входящих в состав космического объекта) намекает на то, что Луна и Земля образовались из одного источника. Если бы Луна сформировалась из осколков Протоземли и другого космического тела, это должно было бы отразиться на её изотопном следе.

Авторы ещё одной недавней работы, которая одобрена к публикации в Journal of Geophysical Research: Planets, по-другому и с другими целями подошли к изучению Луны. Учёные из Университета Брауна (Brown University, США) составили подробную карту состава поверхности одного из районов спутника нашей планеты, которую можно использовать, чтобы уточнить этапы её истории. Здесь речь идёт о более «осязаемом» исследовании.

Бассейн Южный полюс — Эйткен расположен в южной части обратной стороны Луны. Это самый большой кратер на её поверхности, который, к тому же, считается следом самого раннего её столкновения с другими космическими объектами. Он не раз выдвигался в качестве кандидата в список приоритетных исследовательских задач NASA, а сейчас Китай готовится отправить миссию для изучения именно этого района Луны.

Карта бассейна Южный полюс — Эйткен, на которой размечено расположение веществ вулканического происхождения, коры и верхних слоёв мантии, составлена на основе свежих научных данных. Исследователи надеются, что эта карта поможет выбрать наиболее подходящие места для посадки аппаратов в ходе будущих миссий на Луну и получить самые интересные для учёных лунные образцы.

Исследователи составили карту регионов самого большого лунного бассейна и его окрестностей. Карта должна помочь в дальнейшем изучении спутника Земли.