Откуда взялась рыба в изолированных водоёмах? Научно обоснованного ответа нет

Озеро в лесу. В нём есть рыба. Откуда она там?

Как рыбы попадают в изолированные водоёмы, куда невозможно просто приплыть? На протяжении веков исследователи предполагали, что рыба в виде икринок переносится водоплавающими птицами. Однако систематический обзор литературы, который провели исследователи университета Базеля, показал, что никаких доказательств у этой популярной версии на сегодняшний день нет.

Большинство глобальных пресноводных экосистем — небольшие озёра (площадью менее 100 м2). Многие из этих озёр находятся в отдалённых, часто гористых местах, у них нет притока и оттока. Однако в большинстве этих озёр живёт рыба.

Так как рыбы попадают в озёра и пруды, не соединённые с другими водоёмами?

Вопрос задавали уже учёные-естествоиспытатели XIX века — Чарльз Дарвин, Альфред Рассел Уоллес и Чарлз Лайель. Тогда все они пришли к одному выводу — за перенос рыбы ответственны водоплавающие птицы.

Озвучивалось правдоподобное объяснение: икра некоторых видов рыб — липкая и может выживать в течение некоторого времени вне воды. Икринки могли бы попадать на перья птиц или их лапы; так птицы могут переносить рыбу из водоёма в водоём.

Исследование, проведённое учёными-экологами из Университета Базеля (нем. Universität Basel) показало, что нет ни одного исследования, подтверждающего эту точку зрения.

Чтобы объективно оценить наличие доказательств, исследовательская группа провела систематический обзор литературы. Результат показал, что нет научного исследования, доказывающего, что водоплавающие птицы переносят икру рыб.

Чтобы исключить возможность неудачного поиска из-за несовершенства метода, исследователи использовали тот же подход, чтобы найти доказательства переноса водных беспозвоночных — были найдены многочисленные научные публикации, описания экспериментов и данные полевых исследований.

В ходе исследования были рассмотрены сообщения на профильных интернет-форумах и опрошены около 40 экспертов, представляющих научные, государственные и частные учреждения и экологические НПО. Так оценивалась распространённость теории расселения рыб с помощью водоплавающих птиц как внутри, так и вне научного сообщества. Большинство экспертов, принявших участие в опросе, полагают теорию настолько правдоподобной, что эту тайну давным-давно можно считать разгаданной. При этом никто не смог представить какие-либо эмпирические доказательства.

«Отсутствие доказательств не означает, что водоплавающие птицы не несут ответственности за перенос рыбы, — говорит доктор Филип Е. Хирш (Philipp Emanuel Hirsch) из Университета Базеля. — Мы просто пока не знаем, какую роль играют птицы, люди или другие процессы».

Понимание, как в удалённых водоёмах появляется рыба, имеет большое значение для поддержания биоразнообразия. Знание о том, как виды колонизируют новые среды обитания, является основой дела сохранения и восстановления экосистем, а также должно помочь предотвращать распространение инвазивных видов.

Вам может быть интересно:

Секреты рыбы, меняющей пол.