Большой взрыв для криптографии

Карта реликтового излучения.

Если у вас имеются секреты, которые необходимо сохранить, обратите взор к небу. Физики предложили использовать реликтовое излучение Большого взрыва для создания шифровальных ключей.

Во многих методах шифрования защищённость основывается на создании длинных случайных чисел, выполняющих роль ключей, которые зашифровывают и расшифровывают информацию. Можно генерировать эти ключи с помощью компьютеров, но тогда они получатся не истинно случайными. Это значит, что с помощью других компьютеров можно найти уязвимости и значительно сократить поле перебора.

Альтернативой псевдослучайным последовательностям является использование истинной физической случайности. Например, это могут быть количественные характеристики теплового шума от процессора или производные от временны́х промежутков между действиями пользователя вроде нажатий на клавиши.

Джеффри Ли (Jeffrey Lee) и Джералд Кливер (Gerald Cleaver) из Бэйлорского университета в Уэйко, Техас, довели идею до логического завершения. Они предложили обратиться к реликтовому излучению — тепловому излучению в радиодиапазоне, которым заполнена Вселенная. Это излучение представляет собой поток фотонов, находящихся в движении почти всё время жизни Вселенной, с того момента, когда в результате рекомбинации ядер водорода и гелия с электронами пространство стало прозрачным для электромагнитного излучения. Произошло это на раннем этапе существования Вселенной, через 400 тысяч лет после Большого взрыва.

Есть несколько способов извлечения истинно случайных последовательностей из реликтового излучения. Например, можно разделить участок неба на пикселы и в пределах каждого из них измерять величину сигнала. Таким образом с течением времени каждый пиксел будет генерировать одно за другим случайные числа.

«Оппонент, который осуществляет измерения того же участка неба, тем же способом и в то же самое время, не сможет получить ровно те же значения», — комментирует Ли эту идею.

Идею комментирует Мадс Хаар (Mads Haahr) из Тринити-колледжа Дублина. Хаар запустил веб-сайт random.org, который генерирует случайные числа, используя атмосферный шум — случайные радиопомехи, возникающие в результате естественных процессов в атмосфере. По его мнению, основной сложностью при использовании реликтового излучения для шифрования станет настройка оборудования. «Было бы интересно выяснить, сколько стоят подходящий радиотелескоп, сколько места для него потребуется и необходимо ли для функционирования системы ясное небо», — говорит он.