James Webb фотографирует Юпитер

Одна из необычных фотографий Юпитера с телескопа Джеймса Уэбба доступна в отчёте NASA по пилотным научным результатам и возможностям телескопа, выпущенном по итогам его ввода в эксплуатацию. Изображение получено камерой ближнего инфракрасного диапазона NIRCam. Снимок сделан для проверки возможностей инструментов отслеживать быстро перемещающиеся объекты.

Jupiter images by James Webb NIRcam
Снимки Юпитера камерой ближнего инфракрасного диапазона NIRCam телескопа Джеймса Уэбба. Слева и справа — снимки на длинах волн 2,12 и 3,23 мкм.
6481 Tenzing asteroid by James Webb NIRCam
Астероид 6481 Tenzing, снимок телескопа JWST.

Незадолго после начала полноценной работы телескопа JWST был выпущен первый набор данных, или «данные цикла 1», полученных в процессе ввода телескопа в эксплуатацию. В первом наборе ожидаемо много тестовых изображений и снимков объектов, которые не являются его первоочередными целями, например, планет Солнечной системы и астероидов. Часто такие снимки используются для проверки функциональных возможностей инструментов.

Так, недавно опубликованы сделанные телескопом фотографии некоторых тел Солнечной системы. В частности, можно посмотреть на его снимки Нептуна и Марса (об этом можно прочитать отдельные заметки на нашем сайте). Как правило, основное назначение таких снимков — тестирование различных инструментов телескопа на известных объектах. Инфракрасная фотография Юпитера — это также пробный снимок. Он сделан для проверки отслеживания «быстрых» целей. Такие объекты для испытания лучше искать в Солнечной системе, и на эту роль прежде всего подходят астероиды. В результате телескоп тренировался на девяти объектах, и Юпитер был среди них самым медленным. Остальные быстрые объекты — астероиды Главного пояса 216 Клеопатра, 1773 Румпельштильц, 6481 Тенцинг, 118 Пейто, 2516 Роман, а также околоземный астероид группы аполлонов 4015 Вильсона—Гаррингтона (4015 Wilson—Harrington) и околоземный астероид 2004 JX20. Согласно отчёту, космическая обсерватория способна отслеживать объекты, которые перемещаются со скоростью до 67 угловых миллисекунд (mas) в секунду. Это примерно скорость перемещения черепахи, если наблюдать за ней с расстояния в один километр. Тем не менее перемещение объектов относительно неподвижных звёзд нужно отслеживать, и это нетривиальная задача, которую решают как в любительских телескопах, так и на таких космических обсерваториях. Таким самым быстрым как раз и оказался астероид 2004 JX20; у астероидов Главного пояса характерные скорости составляют порядка десятка миллисекунд в секунду. Номинальные требования к телескопу — уметь отслеживать объекты Солнечной системы со скоростями до 30 mas/s.

Снимки сделаны на двух длинах волн, 2 и 3 мкм (это всё — ближний инфракрасный диапазон). Телескоп разглядел несколько спутников гиганта — Европу, Тебу и Метиду, — а также знаменитое Большое красное пятно — оно видно на левом снимке. Можно заметить, что крупный спутник Юпитера Европа даже отбрасывает тень — на левом снимке она видна немного левее Большого красного пятна. На изображении справа можно также увидеть пылевое кольцо Юпитера. Здесь время экспозиции составляет 75 секунд. За это время небесное тело заметно сместится по небу, поэтому основная задача инструментов состоит в отслеживании объекта. Именно эту функцию и проверяли на тестовых изображениях Юпитера и астероидов.

В первом релизе доступны и другие изображения Юпитера, более известные общественности. Например, ниже для сравнения показан композитный снимок камеры NIRCam, но в двух каналах видимого цвета (оранжевый и голубой). На нём после соответствующей обработки в том числе силами гражданской науки (астрономов-любителей) видны любопытные структуры атмосферы и окрестностей Юпитера, в частности — то же самое его пылевое кольцо, а также — полярные сияния возле обоих полюсов планеты.

JWST Jupiter composite image with aurora gaze
Композитный снимок Юпитера в оранжевом и голубом канале видимых длин волн. Видны полярные сияния и пылевые кольца планеты.