Когда ГМО не ГМО

Здание Министерства сельского хозяйства США. Здесь знают, какие генетические модификации надо контролировать, а какие нет.

Министерство сельского хозяйства США (U.S. Department of Agriculture, USDA) сообщило, что ведомство не имеет никаких планов по регулированию использования генетически изменённых растений. Это может показаться странным — ведь в США оборот ГМО регулируется и контролируется, причём не только USDA, но и FDA (Управлением по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов), и EPA (Агентством по охране окружающей среды). Но, как следует из опубликованного документа, отредактированный геном и генетическая модификация — не одно и то же.

ГМО — кажется, что это понятное сокращение, а всё, что за ним стоит, по мнению заметной части общества, нужно строго контролировать. Но специалисты USDA уточнили определения и провели чёткую границу: если растение (или что-то другое) изменяется с добавлением генетического материала какого-то неродственного организма, оно должно и будет регулироваться. Если же ни одно другое растение в процессе не участвует или привлекаются родственные растения, вы можете модифицировать геном вашего объекта сколько угодно и без всякого контроля.

Это значит, что не будут контролироваться многие растения, геном которых отредактирован с помощью процессов CRISPR-Cas. Этот процесс позволяет учёным как вырезать определённые части генома, так и вставлять фрагменты, взятые у родственного растения. USDA в своём документе отмечает, что подобные модификации теоретически могут быть достигнуты путём простого скрещивания, и, таким образом, полностью легальны.

Позиция Министерства сельского хозяйства встретила как одобрение, так и критику. Представители некоторых экологических организаций считают, что распространение генетически модифицированных растений может быть опасным для сложившихся экосистем и поэтому все такие растения должны контролироваться одинаково строго.

Последствия решения USDA могут быть заметными. Сейчас все генетические модификации в США должны быть согласованы сразу в нескольких министерствах — это делает их очень дорогими. В результате работа ведётся только с высокодоходными культурами, в основном это пшеница, кукуруза, соя и рис. Изменения в законодательстве откроют дорогу на рынок мелким компаниям, которые ранее не могли себе позволить пройти весь дорогостоящий путь испытаний и согласований.