В деревню глухую, в деревню чужую. Древние европейцы привозили жён издалека

Останки человека из погребения в долине реки Лех. Фото:  STADTARCHÄOLOGIE AUGSBURG/SWNS.
Останки человека из погребения в долине реки Лех. Фото: STADTARCHÄOLOGIE AUGSBURG/SWNS.

Допустим, археологи изучают группу древних поселений. Мы видим, что на смену неолиту в этой местности пришли традиции начала бронзового века. С чем это связано? В результате миграций поменялось население, или местные жители просто переняли новую, более прогрессивную культуру? Ответ на этот вопрос учёные обычно стараются получить, исследуя особенности человеческих останков. В XXI веке на помощь специалистам пришли изотопный анализ и палеогенетика. Изотопы, содержащиеся в костях и зубах древних людей, рассказывают об их миграциях, а ДНК показывает родственные связи.

Авторы новой публикации в PNAS фундаментально подошли к вопросу перехода от неолита к бронзе в центральной Европе. Их исследование касалось археологических памятников в долине реки Лех (Бавария). В течение 20 лет раскопок археологи открыли в районе Лех почти 400 погребений, относящихся к двум археологическим общностям: традиции колоколовидных кубков (поздний неолит, 2500—2150 лет до н. э.) и раннему бронзовому веку (2150—1650 лет до н. э.). Прямые датировки человеческих останков радиоуглеродом показали, что поселения существовали в долине непрерывно, в течение многих веков.

Отобрав для исследования останки 84 человек из 7 археологических памятников долины Лех, специалисты выделили из них митохондриальную ДНК, чтобы выяснить их пол и родственные связи, а затем по содержанию изотопов стронция и кислорода постарались выявить мигрантов первого поколения.

Дело в том, что содержание изотопов стронция 86 и 87 в зубной эмали зависит от геологических особенностей местности, в которой питался индивид, когда у него формировались зубы. А соотношение изотопов кислорода определяется среднегодовой температурой и расстоянием от моря.

Все останки происходили из хорошо изученного археологами участка площадью 10 на 6 км: 19 индивидов разного пола и возраста из захоронений позднего неолита и 65 — из погребений ранней бронзы.

Итак, что показал генетический анализ?

36 индивидов оказались женщинами, 34 — мужчинами, для 13 пол определить не удалось. Здорово, что за двумя исключениями определение совпало с выводами, сделанными ранее по археологии и антропологии. Впрочем, в данном случае это было несложно, так как в долине Лех мужчин и женщин хоронили по-разному: дамы лежали на правом боку головой на юг, а сильный пол — наоборот, на левом и макушкой к северу.

Из 80 скелетов удалось получить полную или почти полную мтДНК, после чего специалисты занялись выяснением родственных связей. И обнаружили 13 случаев совпадения гаплотипов. Это говорит о родстве по материнской линии. При этом в трёх случаях родственниками оказались люди, происходящие из разных памятников. А особенно важное открытие — совпадение гаплотипов двух индивидов, один из которых происходил из неолитического погребения, а другой — из могилы раннего бронзового века. Судя по датировкам (2331—2150 лет до н. э. для одного и 2111—1907 лет до н. э. для второго), родственников разделяло до 10 поколений. Прямая материнская линия из неолита в бронзу. Преемственность населения доказана по крайней мере в одном случае.

Ещё на одном памятнике 3 носителя одного гаплотипа лежали в самых богатых могилах — видимо, принадлежали знатному роду.

Высокое генетическое разнообразие (61 гаплотип на 80 человек) заставило специалистов предположить, что в древнем обществе долины Лех практиковалась экзогамия — жён местные фермеры привозили издалека. И эту гипотезу подтвердил изотопный анализ.

Как он проводился? Пробы брали из эмали вторых коренных зубов. Если по результатам тестов индивид оказывался пришлым, то дополнительные анализы делали для 1-х и 3-х моляров — чтобы уточнить историю мигранта.

Анализ содержания изотопов стронция показал заметную разницу между мужчинами и невзрослыми индивидами, с одной стороны, и женщинами — с другой. Среди взрослых мужчин всего один скелет претендовал на то, чтобы быть мигрантом первого поколения. А среди взрослых женщин таких гостей оказалось целых 17 (из 28 — больше половины!)

Для всех 18 пришлых индивидов провели дополнительное исследование 1-х и 3-х моляров. У большинства женщин содержание изотопов стронция в 3-м коренном оказалось таким же, как во 2-м. Это означало, что мигрантки прибыли в долину Лех, когда их зубы уже сформировались, то есть после 16 лет. А исследование зубов одного мужчины дало интересный результат: содержание изотопов стронция и в 1-м и в 3-м коренных соответствовало местной картине. Это означало, что человек родился здесь, потом подростком уехал в другую местность, но будучи уже молодым человеком вернулся в родные края.

Исследование изотопов кислорода не дало такой яркой картины, но ранг семерых индивидов тоже выбивался из общего фона, причём четверо из них попали и в список мигрантов по стронцию.

Итак, 22 из 83 индивидов оказались пришлыми, среди них — 17 женщин, 3 мужчин и 2 невзрослых, причём эти мигранты распределены по памятникам равномерно: 28% для неолита и 26% для ранней бронзы. Надо добавить, что эта оценка числа неместных — минимальная, поскольку если человек приехал из местности с условиями, аналогичными местным, то по изотопам его отличить от аборигенов невозможно.

Полученные результаты говорят о том, что в сообществе долины реки Лех в течение как минимум 800 лет (от 2500 до 1700 лет до н. э.) практиковалась патрилокальность (порядок, при котором жена переходит жить в семью мужа) и экзогамия. Впрочем, что удивляться, если патрилокальность была доказана даже для испанских неандертальцев, живших 49 тыс. лет назад. И такой же образ жизни, судя по предыдущим исследованиям, вели древние обитатели территорий Австрии, Венгрии, Чехии, Британии и других стран. И всё же для долины Лех получена особенно яркая картина. По содержанию изотопов стронция женщины-мигрантки делятся на 2 группы — видимо, они происходили из разных регионов.

По изотопному составу почв (и наличию синхронных археологических памятников) исследователи попытались вычислить и местность, из которой эти женщины могли происходить. Ближайшей подходящей территорией оказался Нёрдлингенский Рис, находящийся в 60 км от исследуемого участка. Существенно дальше расположены внутренние Альпы, Богемия и центральная Германия. Так что поселения долины Лех в течение многих веков поддерживали связи с удалёнными областями.

И ещё примечательная деталь: по археологическим признакам пришлые дамы ничем не отличаются от местных — их поза в погребении, головные уборы, сопровождающий инвентарь, расположение могил самые обычные. Судя по всему, этих женщин в юности привезли сюда и выдали замуж — и при этом произошла полная интеграция в местное сообщество. И — авторы статьи подпускают пафосу — мы видим, что в древности систематически миграции женщин были «движущей силой межрегиональной коммуникации и обмена инновациями в Европе».

Есть, правда, одно «но»: учёным не удалось обнаружить потомства ни одной приезжей женщины. В погребениях нет останков людей любого возраста, гаплотипы которых совпали бы с гаплотипами мигранток. Очень странно! Либо археологам просто не повезло, и такие кости не попали к ним в руки, либо приезжие почему-то не могли рожать, либо их дети по таинственным причинам покидали родные пенаты.

В СМИ это исследование попало под громкими заголовками типа «Женщины путешествовали по свету, пока мужчины сидели дома!», «Европейки распространяли новые культурные ценности и идеи!» Спуститесь на землю, братья-журналисты. Речь не об отважных леди-путешественницах или миссионерках, а о невестах, которых выдавали замуж в чужую деревню.