Дети, которые прошли качественное обучение в первые пять лет жизни, имеют больший успех в профессиональной сфере и лучше ладят с окружающими, в том числе с собственными родителями. Таковы результаты долговременного исследования, которое длится больше 45 лет. Его результаты представят на встрече Общества изучения детского развития (Society for Research in Child Development) в пятницу, 7 апреля.
Учёные наблюдали за жизнью 96 участников Азбучного проекта (Abecedarian Project). Это исследование стартовало в городе Чапел-Хилл в 1971 году, в нём принимали участие дети из бедных и социально неблагополучных афроамериканских семей. Их разделили на две группы. Обеим в равной мере оказывали социальную помощь, обе получали бесплатное питание и медицинское обслуживание, но дети из экспериментальной группы к тому же, начиная с 6 недель и до пяти лет, проходили обучение по специальной программе. Вся образовательная активность была вплетена в игровую деятельность ребёнка, особое внимание педагоги уделяли социальному, эмоциональному и когнитивному аспектам развития. По словам профессора Крейга Рейми (Craig Ramey), такие занятия 5 дней в неделю и 50 недель в год изменили жизнь участников эксперимента коренным образом.
«Самые последние результаты Азбучного проекта касаются качества жизни, связанного с тем, что дети испытывали в первые пять лет жизни», — комментирует Рейми. Он работал над исследованием в течение 45 лет и возглавлял научную группу, которая проводила мониторинг детей по достижении ими определённого возраста. «Мы показали, что когда мы предоставляем социально уязвимым детям и семьям действительно качественные услуги — образование, медицину, социальное обслуживание — это имеет серьёзные практические последствия вплоть до того момента, когда ребёнок вступает в период зрелости», — говорит учёный.
Исследователи опросили участников эксперимента, которые сейчас достигли среднего возраста (39—44 года), и задали им вопросы о работе, состоянии здоровья и социальной жизни. «Данные показывают, что дети, которые получили образование в раннем возрасте, социально успешны, особенно в кругу семьи, о чём свидетельствуют их близкие отношения с матерями и отцами в зрелом возрасте», — говорит один из авторов исследования Либби Соньер-Нетто (Libbie Sonnier-Netto).
Она отмечает, что участников экспериментальной группы охотнее берут на работу, а кроме того, они более успешны в финансовом плане. На момент проведения интервью на условиях полной занятости трудились 79% участников из экспериментальной группы и 61% — из контрольной. Людям, прошедшим программу раннего развития, не приходилось перебиваться подработками, в то время как 11% другой группы работали на полставки. Выросшие «экспериментальные» дети чаще покупали дома (38% против 25% в контрольной группе), машины (88% против 72%), компьютеры (91% и 72%) и заводили сберегательный счёт в банке (93% против 67%).
На данный момент Рейми и его коллеги опросили 78 из 96 участников эксперимента, оставшимся ещё предстоит пройти интервью и медицинское обследование. От участия отказался только один человек — необычно мало для исследования, которое длится уже несколько десятилетий. «Мы обнаружили, что если вы обращаетесь с людьми хорошо, они процветают и, в свою очередь, тоже вносят свой вклад, — говорит Рейми. — Отчасти наша задача состоит в том, чтобы сделать то, что, как мы теперь знаем, очень важно — воспитание и обучение в раннем детстве — доступным для всех жителей страны, которые в этом нуждаются».