Чтобы коровы выделяли меньше метана, надо изменить их генетику

Возможно учёным удастся сделать разведения коров не таким вредным для окружающей среды.

С помощью направленной селекции или генетической модификации можно получить крупный рогатый скот, выделения метана в результате жизнедеятельности которого будут меньше, чем сейчас. К такому выводу пришла команда исследователей из разных стран.

В опубликованной в журнале Science Advances статье утверждается, что генетика отдельной коровы сильно влияет на состав микроорганизмов в её рубце («первый» желудок в пищеварительной системе жвачных животных, в т. ч. у крупного рогатого скота и овец).

«Мы показали, что у коров количество и тип микробов, производящих метан, в значительной степени зависит от их генетики. Это значит, что мы могли бы вывести такой тип коров, у которых уровень продуцирующих метан бактерий в рубце был бы ниже», — говорит один из ведущих учёных проекта Джон Уильямс (John Williams) из Университета Аделаиды, факультет наук о животных и ветеринарии (University of Adelaide’s School of Animal and Veterinary Sciences).

Известно, что избыточное количество метана в атмосфере вызывает парниковый эффект, а коровники и другие фермы — один из главных непромышленных источников метана на Земле. Если взять весь метан, выбрасываемый в атмосферу в результате деятельности человека, то на долю животноводства придётся 37 %. В среднем одна корова производит от 70 до 120 кг метана в год, а поголовье крупного рогатого скота в мире насчитывает около 1,5 млрд.

Исследование было проведено в рамках проекта под названием RuminOmics («рубцеведение»), возглавляемого Институтом Роветта в Абердинском университете (Rowett Institute at the University of Aberdeen). Исследователи проанализировали микробиоту из образцов рубцовой жидкости 1000 коров, а также замеряли количество съеденной еды, количество произведённого молока, выработку метана и другие биохимические характеристики. Исследование было проведено на молочных породах коров, однако его выводы должны быть верны и для мясных.

Раньше доминировало мнение, что можно сократить выбросы, изменив рацион животных, но изменение генетики потенциально эффективнее, т.к., судя по всему, состав метанопродуцирующей микробиоты напрямую связан с генетикой рубца. Зная, какие породы производят меньше метана, можно произвести селекцию с их участием. Правда, животноводов едва ли заинтересует селекция, производимая только по этому параметру — необходимо будет учитывать также, как она повлияет на другие характеристики животного: качество мяса, количество молока, устойчивость к болезням.

Другой возможный путь снижения выбросов метана — генетическая модификация коров с учётом выясненных исследованием параметров.

Исследователи также обнаружили корреляцию, хотя и не такую высокую, между микробиотой коров и количеством производимого молока — чем меньше корова производит метана, тем больше она даёт молока. Если это открытие удастся подтвердить повторными исследованиями, это будет победа — индустрия в этом случае сама захочет принять на вооружение более экологичных коров.

Вам может быть интересно:

Это мальчик! Как рождался CRISPR-телёнок.