Сочетание аэробных и силовых упражнений препятствует потере мышечной массы пожилыми людьми на диете

Сочетание силовых и аэробных упражнений у страдающих ожирением пожилых людей привело к наилучшим для здоровья результатам.

Множество людей в возрасте 65 лет и старше страдают ожирением, и эта группа населения уязвима к неблагоприятным последствиям, поскольку ожирение усугубляет возрастное ухудшение физических функций и увеличивает риск сердечно-сосудистых и других заболеваний. Однако надлежащее лечение ожирения у пожилых людей остаётся спорным вопросом. Потеря веса может усугубить слабость организма, ускоряя возрастное снижение мышечной и костной массы и вызывая саркопению и остеопению (низкую плотность костей).

Учитывая положительное влияние физических упражнений на сохранение мышечной массы, здоровое старение пожилых людей с ожирением может потребовать вмешательства, включающего регулярные упражнения. Как правило, диетологи рекомендуют сочетать программы ограничения калорий с физическими упражнениями, что позволяет снизить или даже предотвратить потерю мышечной массы во время диеты. Однако до недавнего времени было не до конца ясно, сработает ли этот метод с пожилыми людьми (старше 65 лет), и если сработает, то какого рода упражнения полезнее для этого.

Исследователи из Медицинского колледжа Бейлора (Baylor College of Medicine) провели исследования, чтобы выяснить, какой тип упражнений лучше всего подходит для пожилых людей с ожирением. Участники эксперимента были набраны по объявлениям и прошли всестороннее медицинское обследование. Это были лица в возрасте 65 лет и старше, страдающие ожирением (индекс массы тела (вес в килограммах, делённый на квадрат роста) ≥30), ведущие сидячий образ жизни (регулярные физические упражнения меньше одного часа в неделю), и обладающие стабильной массой тела или испытывающие её регулярный прирост.

Испытуемых учёные разделили на четыре группы. В трёх группах участники проходили программу снижения веса, включая специальную диету, обеспечивающую дефицит энергии в размере 500—750 ккал в день и содержащую, примерно, 1 грамм высококачественного белка на килограмм массы тела в день. Одна группа выполняла силовые упражнения, одна аэробные и одна комбинированные. Аэробные занятия включали ходьбу по беговой дорожке, езду на велосипеде и восхождение по лестнице; силовые тренировки состояли из 1—3 подходов по 8—12 повторений на девяти тренажёрах для верхней и нижней частей тела. Четвёртая, контрольная, группа не выполняла упражнений и не следовала диете. Если бы и эта группа ограничивала калории, пожилые люди испытывали бы потерю мышечной массы, не компенсируемую физическими упражнениями, что неминуемо отрицательно сказалось бы на их здоровье.

Эндокринолог-гериатр Медицинского колледжа Бейлора, профессор Деннис Т. Вильяреаль (Dennis T. Villareal) и его коллеги были удивлены результатом — оказалось, что сочетание аэробных и силовых упражнений улучшило состояние сердечно-сосудистой системы в той же степени, что и только аэробные упражнения, и мышечную силу, что и исключительно силовые тренировки. В The New England Journal of Medicine они сообщали, что сочетание аэробной и силовой тренировок привело к наибольшему улучшению физических функций и снижению немощности у пожилых людей с ожирением.

Подгруппа участников — 47 из 160 — согласилась пройти биопсию мышц до и после шести месяцев изменения образа жизни, чтобы увидеть, как это подействовало на их мышечную ткань. Это были мужчины и женщины в возрасте от 69 до 72 лет, более половины из них были латиноамериканцами.

В исследовании клеточного метаболизма использовались молекулярные и клеточные системы оценки изменений в синтезе мышечного белка и качества мышечных клеток, чтобы выявить механизмы, лежащие в основе улучшения физических функций и сохранения сухой массы тела у пожилых людей, страдающих ожирением.

Исследование показало, что скорость синтеза мышечных белков у участников увеличилась при силовых тренировках и комбинированных упражнениях, по сравнению с контрольной группой. Комбинированные программы, сочетающие аэробные и силовые упражнения, вызвали снижение экспрессии генов, связанных с атрофией мышц, и наилучшее сохранение регуляторов роста мышц. По предположениям исследователей, это может иметь определённое значение в сохранении мышечной массы и улучшении физических функций в этой группе.

«Наши результаты показали, что, несмотря на отрицательный энергетический баланс, вызванный потерей веса в результате диеты, тренировки у пожилых людей помогают сохранить мышечную массу, улучшить физические функции и уменьшить немощность», — говорит Вильяреаль.