Герпесвирусы могут сохраняться в воде

Герпесвирусы под электронным микроскопом.

Результаты нового исследования поставили под сомнение утверждение, что герпесвирусы, как и другие оболочечные вирусы, относительно неустойчивы во внешней среде: в определённых условиях герпесвирусы, заражающие лошадей, остаются стабильными и сохраняют свои патогенные свойства на протяжении трёх недель. Это означает, что не прошедшая обработку вода может быть источником инфекции. Результаты исследования были опубликованы в издании Scientific Reports.

Оболочечные вирусы, в частности герпесвирусы, могут вызывать заболевания, распространяясь воздушно-капельным путём. Ранее считалось, что в окружающей среде такие вирусы быстро разлагаются, поэтому «выжить» они могут лишь при непосредственной передаче от одного макроорганизма к другому. Однако группа исследователей из Института изучения зоопарков и дикой природы Лейбница (нем. Leibniz-Institut für Zoo- und Wildtierforschung) в сотрудничестве с коллегами из Института вирусологии (нем. Institut für Virologie) Свободного университета Берлина (нем. Freie Universität Berlin) поставила под сомнение это утверждение.

Учёные добавили в воду герпесвирусы, вызывающие заболевания у лошадей, а затем хранили эту воду в разных условиях. Спустя три недели исследователи проанализировали образцы, чтобы определить, возможно ли выделить вирусную ДНК и сохранили ли вирусы свои патогенные свойства. Оказалось, что в некоторых случаях герпесвирусы сохранили свою структуру и патогенность. При этом, по словам учёных, решающими факторами были pH среды и температура.

Если же в воду добавлялись частицы почвы, вирусы перемещались, «заселяя» почву и сохраняя свои патогенные свойства. Это означает, что в естественных водоёмах такие вирусы могут сохраняться довольно долго, без необходимости заражать новых хозяев. А животные (например, лошади), уязвимые к этим патогенам, могут заразиться, просто напившись из реки или озера. И произойти это может спустя некоторое время после того, как инфицированные животные покинули регион.

Результаты исследования демонстрируют, что вирусы, подобные изученным, могут являться частью «вирома» окружающей среды. Поражающие лошадей герпесвирусы опасны, например, для полярных медведей и носорогов. При этом дикие животные могут заразиться даже без прямого контакта с лошадьми или их родичами, дикими или содержащимися в неволе, а это, в свою очередь, способно привести к фатальным последствиям. Водоёмы могут рассматриваться в качестве источника и среды распространения инфекции.

Проведённая работа является частью проекта AquaVir («Вода как среда распространения новых инфекционных заболеваний»).