Возведение плотин приводит к снижению биоразнообразия

Цяньдаоху (<em>кит</em>. 千島湖, Озеро тысячи островов) — искусственное озеро в провинции Чжэцзян, Китай. Образовалось после сооружения гидроэлектростанции.
Цяньдаоху (кит. 千島湖, Озеро тысячи островов) — искусственное озеро в провинции Чжэцзян, Китай. Образовалось после сооружения гидроэлектростанции.

Острова водохранилищ — искусственных водоёмов, образованных водонапорным сооружениями — считаются природными резерватами, которые защищают животных от охоты и вырубки лесов. Однако новое исследование экологов Стерлингского университета (University of Stirling) в Шотландии и университета Восточной Англии (University of East Anglia) показало, что возведение плотин приводит к снижению биоразнообразия, причём вымирание видов на островах продолжается в течение десятков лет после строительства.

Учёные провели анализ работ, посвящённых изучению реакции флоры и фауны на создание водохранилищ. Они отобрали 100 источников, 17 из которых содержали информацию о видовом разнообразии птиц, млекопитающих, амфибий, пресмыкающихся, беспозвоночных и растений на 249 островах, образованных девятью крупными плотинами в Азии, Южной и Центральной Америке. Данные касались периода от 1 до 92 лет с момента заполнения водохранилища.

«Мы обнаружили, что на большинстве островов, которые мы изучали, со временем происходило катастрофическое снижение видового разнообразия, — говорит Изабел Джоунз (Isabel Jones), один из авторов исследования. — В среднем, на островах сохранились на 35% меньше видов, чем на ближайших береговых участках, а одно южноамериканское сообщество птиц потеряло 87% видов». Больше всего пострадала флора и фауна небольших островов.

Учёные считают происходящее проявлением «долга вымирания» («extinction debt»). Так экологи называют вымирание животных в будущем из-за событий в прошлом. «Мы знаем, что создание водохранилищ ведёт к немедленному исчезновению видов и утрате естественной среды обитания, но теперь выяснилось, что это имеет серьёзные биологические последствия и в будущем, когда выплачивается „долг вымирания“».

В настоящее время в мире насчитывается около 50 000 высоких (более 15 метров) плотин, в том числе в регионах с высоким биоразнообразием, таких как Амазонская низменность. «Разрушительное влияние высоких плотин ГЭС пытаются минимизировать с помощью лесных массивов, но это бесполезно, если оставшаяся земная биота изолирована на маленьких островах. Это нужно принять во внимание при развитии инфраструктуры в будущем», — резюмирует профессор Карлос Перес (Carlos Peres), один из авторов исследования.