Индуцированные стволовые клетки получены из клеток мёртвых редких птиц

Рыбный филин. Его клетки получены из выпавших во время окольцовывания пин-перьев.

В Японии работают над технологией получения индуцированных плюрипотентных стволовых клеток исчезающих видов птиц. Возможно, что уже в обозримом будущем это поможет сохранить и восстановить численность некоторых угрожающе малочисленных видов.

Отчёт о проделанной специалистами нескольких японских институтов работе опубликован во входящем в семейство Nature журнале Communications Biology.

Сообщается об успешном получении стволовых клеток трёх редких видов: окинавского пастушка (Hypotaenidia okinawae), японского подвида тундряной куропатки (Lagopus muta japonica) и дальневосточного рыбного филина (Bubo blakistoni). Кроме того, показана возможность использования полученных индуцированных плюрипотентных стволовых клеток тундряной куропатки для создания химерного организма (с использованием куриного эмбриона).

Ямбару-куина
Ямбару-куина (окинавский пастушок), эндемик острова Окинава.

Шумные громкоголосые птицы. Кричат в основном рано утром и в конце дня, обычно находясь на земле, но иногда и сидя на деревьях. Часто кричат парами, на одном участке бывает слышно до 12 птиц одновременно. Голоса пары звучат как громкие «кио», «куи — куи — куи — ки-куии — ки-куии» и ответные «ки-ки-ки» и «киип — киип — киип». Другие крики включают высокие звуки, напоминающие поросячий визг, и глубокие булькающие «гу-гу-гугугугу» и «гиу-гиу-гиагиагиа».

Индуцированные плюрипотентные стволовые клетки (ИПСК) в первых опытах получали из фибропластов куриных эмбрионов. В текущем исследовании показано, что источником годных к перепрограммированию клеток могут служить клетки желеобразной ткани внутренности зарождающегося пера (т.н. пин-перо). Соматические клетки были получены из пин-перьев рыбного филина шесть раз из шести образцов — стопроцентный успех.

Труднее было работать с клетками мёртвых животных. Использовались находящиеся на протяжении нескольких лет (от 8 до 12) на криосохранении тушки редких птиц — например, сбитые машинами и подобранные активистами природоохранной некоммерческой организации (Федерации дикой природы Окинавы) на обочинах дорог.

Не так давно учёным уже удалось клонировать из материала давно умерших животных жизнеспособные особи черноногого хорька и лошади Пржевальского. Возможно, в будущем получится проделать это и с редкими птицами.