Фунгицид против пчёл. Самцы не могут, самки не хотят

Спаривание пчёл.

Пугающее сокращение популяции пчёл имеет несколько причин, одна из них — пестициды. Международная исследовательская группа обнаружила ещё один механизм действия нелетальных доз пестицидов — они не позволяют насекомым размножаться.

У пчёл самцы развиваются из неоплодотворённых яиц. Самки (а это не только пчелиная матка, но и рабочие пчёлы у общественных видов) рождаются в результате спаривания самцов и самок. Исследовательская группа изучила ранние стадии размножения на примере осмии рыжебрюхой (Osmia cornuta, вид пчёл из подсемейства Megachilinae). Насекомые получали малотоксичную, нелетальную дозу фунгицида фенбуконазола. Фунгициды используются для борьбы с грибами и их спорами в деле защиты растений.

Самки осмии оценивают сигналы самцов при выборе достойного партнёра для спаривания — их запах и вибрацию, производимую грудными мышцами.

«Если фунгицид влияет на сигналы качества самцов, это должно увеличить вероятность того, что самцы, подвергшиеся воздействию пестицидов, будут отвергнуты самками», — объясняет энтомолог и ведущий автор исследования Сэмюэл Бофф (Samuel Boff).

Результат однозначен — самцы пчёл, подвергшиеся воздействию фунгицида, заметно чаще отвергаются самками.

«Мы обнаружили, что подвергшиеся воздействию пестицидов самцы меньше вибрируют грудными мышцами, запах у них тоже не такой, как у самцов не подвергшихся воздействию», — говорит Бофф. Он заключает: «Таким образом, снижение популяции пчёл в сельскохозяйственных ландшафтах может быть объяснено влиянием пестицидов на брачное поведение насекомых».

Статья Боффа и его коллег, опубликованная в Journal of Applied Ecology впервые показывает, как слаботоксичный, не убивающий пчёл напрямую фунгицид оказывает влияние на размножение последних в фазе спаривания.

«Наше исследование показывает, что ранние стадии размножения пчёл должны быть учтены при оценке риска применения пестицидов», — замечает соавтор исследования, профессор Томас Шмитт (Thomas Schmitt).

Бофф надеется на более широкое тестирование различных классов пестицидов на поведение пчёл и их химические сигналы и считает, что это поможет эффективнее защищать пчёл.

Дальнейшая работа поможет выяснить, влияют ли различные классы пестицидов на решения о спаривании у других видов диких пчёл. Учёные предлагают также сравнить репродуктивные результаты диких пчёл в районах с воздействием пестицидов и в экологически чистых районах.

Спаривающиеся пчёлы вида Osmia cornuta и муравей
Спаривающиеся пчёлы вида Osmia cornuta и муравей.