Опубликованы новые оценки доказательств Шестого массового вымирания

Массовое вымирание не происходит внезапно. Оно может длиться годами и быть результатом многих факторов, в том числе и человеческой деятельности.

За всю историю существования жизни на Земле пять раз происходили массовые вымирания биологических видов, вызванные экстремальными природными явлениями. Сегодня многие эксперты предупреждают, что в настоящее время происходит шестой кризис массового вымирания, на этот раз полностью вызванный деятельностью человека.

Всесторонняя оценка доказательств этого продолжающегося события вымирания была недавно опубликована в журнале Biological Reviews.

«Резко возросшие темпы вымирания видов и снижение численности многих популяций животных и растений хорошо задокументированы, однако некоторые отрицают, что эти явления равносильны массовому вымиранию. Это отрицание основано на предвзятом взгляде на кризис, который фокусируется на млекопитающих и птицах и игнорирует беспозвоночных, которые, конечно, составляют подавляющее большинство биоразнообразия»,

сказал Роберт Кови (Robert Cowie), ведущий автор исследования.

Опираясь на оценки, полученные применительно к сухопутным улиткам и слизням, Кови с соавторами подсчитали, что с 1500 года Земля уже могла потерять от 7,5 до 13% из двух миллионов известных видов, что составляет ошеломляющее число — от 150 000 до 260 000 видов.

Однако ситуация не везде одинакова. Хотя морские виды сталкиваются со значительными угрозами, нет доказательств того, что кризис затрагивает океаны в той же степени, что и сушу. На суше островные виды, такие как виды Гавайских островов, страдают гораздо больше, чем континентальные. А скорость вымирания растений, похоже, ниже, чем наземных животных.

Новое исследование фиксирует, что многие люди отрицают начало Шестого вымирания (что, к сожалению, вполне соответствует распространённому в обществе отрицанию научного взгляда на многие другие вопросы). Также многие принимают Шестое вымирание за новую естественную эволюционную траекторию, поскольку люди — всего лишь ещё один вид, играющий свою естественную роль в истории Земли. Некоторые даже считают, что биоразнообразием следует манипулировать исключительно на благо человечества — но кто определяет это благо?

«Люди — единственный вид, способный манипулировать биосферой в больших масштабах. Мы не просто еще один вид, эволюционирующий под воздействием внешних факторов. Напротив, мы — единственный вид, который имеет возможность осуществлять сознательный выбор относительно нашего будущего и будущего биоразнообразия Земли»,

подчеркнул Кови.

Да, различные природоохранные инициативы были вполне успешны в плане сохранения некоторых наиболее привлекательных животных. Но такие инициативы не могут охватить все виды, и они не способны обратить вспять общую тенденцию исчезновения видов. Тем не менее, очень важно продолжать такие усилия, продолжать воспитывать в себе интерес к природе и документировать биоразнообразие, пока оно не исчезло.

«Несмотря на риторику о серьёзности кризиса, несмотря на то, что варианты действий по исправлению ситуации существуют и доводятся до сведения лиц, принимающих решения, очевидно, что политической воли не хватает. Отрицание кризиса, принятие его без реакции или даже поощрение его является отказом человечества от общей ответственности и открывает путь к тому, чтобы Земля продолжала двигаться по печальной траектории к шестому массовому вымиранию»,