Неандертальская флейта? Нет, мустьерский духовой инструмент!

+7 926 604 54 63 address
 Кость со следами зубов гиены? Или «мустьерский духовой инструмент»? Цифрой 5 обозначено восстановленное «отверстие для большого пальца».
Кость со следами зубов гиены? Или «мустьерский духовой инструмент»? Цифрой 5 обозначено восстановленное «отверстие для большого пальца».

В книге «Учёные скрывают» я целую главу посвятил «неандертальской флейте» из пещеры Дивье Бабе в Словении. Споры вокруг этой необычной находки ведутся более 20 лет, и в конце главы я заметил, что ни одна из сторон не собирается вложить шпаги в ножны.

Предсказание «сбылось». Группа специалистов во главе с автором находки, словенским археологом Иваном Турком, опубликовала обстоятельную статью, цель которой — наконец заставить замолчать всех скептиков и убедить аудиторию, что найден действительно рукотворный объект. «Сомнения в антропогенном происхождении отверстий на кости глубоко укоренились в части научного сообщества», — сетуют авторы. Но теперь наконец доказано: «флейта» — дело неандертальских умелых рук. И не просто флейта, а «особый, внешне простой инструмент, чьи возможности не уступают современным духовым инструментам». Поэтому авторы решают называть данный артефакт «музыкальным инструментом» — и так и делают в статье (уже без кавычек).

Напомню предысторию: пресловутый артефакт — бедренная кость детёныша пещерного медведя — был найден в 1995 году в слое номер 8, среди прочих медвежьих останков. Почему столько внимания привлекла какая-то косточка? Всё из-за двух округлых отверстий, зияющих на её трубчатой части. С обоих концов кость обломана, и на краях при некоторой доле фантазии можно углядеть полукруглые остатки ещё двух разрушенных отверстий! А в разломе с обратной стороны виднеется смутный намёк на пятое отверстие. Ну что это, если не флейта?

Однако многие специалисты с такой трактовкой не согласились. Критики утверждали, что кость всего лишь прокусило какое-то плотоядное животное, возможно, пещерный медведь или гиена. Если кость обрабатывали какими-либо орудиями, то где следы? Таковых на поверхности «флейты» не найдено. Зато следы от чьих-то зубов по краям кости имеются. Кроме того, словенский археолог Митя Бродар заявил, что относить культуру слоя 8 к мустье (неандертальской) нет оснований: скорее всего, она ориньякская, то есть её создателями были кроманьонцы, Homo sapiens.

Разгоревшийся спор продолжается и поныне, а между тем знаменитую находку в качестве «древнейшего музыкального инструмента» показывают туристам в Народном музее Словении — можно даже купить копию. А музыканты-любители упражняются в игре на реконструкции «неандертальской дудочки». Итак, в новой статье, вышедшей во французском журнале L’anthropologie, собраны все имеющиеся на настоящий момент доводы в пользу реальности «музыкального инструмента» и его неандертальского происхождения.

Пещера Дивье Бабе действительно была местом, которое облюбовали пещерные медведи, но и люди регулярно посещали её. Верхние слои — в самом деле ориньяк, но ниже идёт мустье. Между слоем 8, в котором нашли флейту, и ориньякскими слоями — 2 метра отложений! Датировки 8-го слоя методом электронно-спинового резонанса все больше 50 тыс. лет, для вышележащего слоя номер 7 получен возраст примерно 49 тыс. лет. Так что «флейта» не может быть моложе 50 тыс. лет, и нет никаких данных, что в это время на территории Словении жили кроманьонцы. В слое найдено 23 каменных орудия, типично неандертальских. Из других мустьерских слоёв памятника археологи извлекли сотни каменных изделий и много костяных, возрастом 50—110 тыс. лет. Большинство костяных орудий изготовлено из костей пещерных медведей. Кроме того, обнаружен 21 очаг. Рядом с одним из них, в углублении, наполненном углём, и нашли ту самую кость. Надо сказать, что в отложениях Дивье Бабе обнаружено огромное количество останков животных (2 млн фрагментов!), и 99% из них принадлежали пещерным медведям. При этом следы орудий на этих костях встречаются крайне редко. Кстати, в отложениях, прилипших к поверхности «флейты», найден волос пещерного медведя. И всё же, учитывая фрагментарность костей и частое отсутствие черепов, авторы предполагают, что неандертальцы собирали эти кости и раскалывали для добывания костного мозга, а также использовали в качестве топлива. В статье говорится о том, что в нижней части слоя 8 обнаружены 2 хорошо сохранившихся медвежьих черепа, лежащих рядом с очагом лицом друг к другу. Затылочное отверстие одного черепа искусственно расширено. Не свидетельство ли это древнего ритуала?

Авторы публикации подробно описывают строение находки и особое внимание уделяют форме и расположению отверстий. Кости с отверстиями археологи находят нечасто. Это очевидно при осмотре коллекции «перфорированных» костей пещерных медведей, собранной археологом Бродаром. В этой коллекции не встречается ни одной кости с двумя отверстиями на трубчатой части, то есть похожей на «флейту». А среди бедренных костей детёнышей пещерного медведя, найденных в Дивье Бабе (а их более 550) только одна, помимо «флейты», имеет два отверстия неправильной формы.

Если, как утверждается, кость погрызло крупное животное, то кто это был? Обсуждался вариант пещерной гиены, однако в Дивье Бабе не найдено ни останков гиен, ни их копролитов. Ближайшие памятники с костями гиен находятся в 30—50 км от пещеры (хочется спросить авторов: а на каком расстоянии от пещеры найдены кости неандертальцев?)

Далее авторы рассматривают различные варианты и показывают, что, по их мнению, ни волк, ни пещерный медведь не могли оставить именно такие отверстия именно в таких местах. Чтобы убедиться в этом, исследователи ещё давно проводили эксперименты с использованием металлических копий челюстей разных животных и свежих бедренных костей бурых медведей. В опытах большинство отверстий получалось на выпуклой, передней части диафиза кости, в то время как кость из Дивье Бабе имеет отверстия на уплощённой задней части. Даже если отверстий в кости всего два, при таком укусе кость, скорее всего, расщепилась бы вдоль.

Авторы статьи не отрицают, что на находке действительно присутствуют следы зубов животных — вероятно, волка. Однако волк мог обглодать кость уже после того, как хозяева выкинули её (оставим в стороне вопрос о том, зачем волку обгладывать «флейту», в которой, после использования человеком, вряд ли осталось что-то съедобное).

Компьютерная томография и осмотр поверхности кости под микроскопом показали, что бóльшая часть повреждений на кости не связаны с деятельностью животных, а появились уже после того, как кость попала в отложения.

Однако как люди — если это были они — проделали такие отверстия? При сверлении остались бы характерные следы, царапины и потёртости, но их нет. Тут пошла в ход экспериментальная археология. Исследователи изобрели специальный способ получения отверстий, «ранее неизвестный в археологии», с использованием каменных остроконечников и костяных шильев со скруглённым концом — примерно такие же найдены в слоях Дивье Бабе. Сначала каменным инструментом в кортикальном слое кости делалось углубление. Затем туда вставлялось костяное шило, по которому стучали деревянным молотком. Получались отверстия, очень похожие на «флейту», при этом на поверхности кости не оставалось никаких дополнительных следов. Примерно такие же отверстия можно проделать и только с помощью каменного острия, но в этом случае на его краях могут образоваться царапины. Впрочем, выветривание могло скрыть старые царапины, если они когда-то и имелись на поверхности «музыкального инструмента».

Наконец, самое интересное — исследования, проведённые профессиональными музыкантами. Ведь, говорится в статье, «ключевой критерий для музыкального инструмента — возможность играть на нём». Попытки игры на реконструированной неандертальской флейте предпринимались с конца 90-х годов прошлого века. Ошибкой, которую, по мнению авторов, совершали многие, было то, что они пытались дуть во «флейту» с дистального конца. Наконец Любен Димкароски (Ljuben Dimkaroski) догадался повернуть кость другой стороной. Тут-то и стала ясна роль пятого отверстия, находящегося на стороне, противоположной остальным — оно идеально подходило под большой палец руки. Дальше в статье красочно расписывается, какой замечательный инструмент получился, «превосходящий все известные палеолитические аналоги». На дудочке из Дивье Бабе можно играть легато, стаккато, глиссандо, трелями, ломаными аккордами (и далее следует длинный список музыкальных терминов). При этом диапазон инструмента охватывал более трёх октав, что не шло ни в какое сравнение с кроманьонскими флейтами из птичьих костей. В отличие от современных духовых, этот инструмент давал музыканту больше свободы! (Можно представить джазовый оркестр неандертальцев, исполняющий что-нибудь типа Singing in the rain в дождливой межледниковой Словении). Отверстие для большого пальца, по мнению авторов, делает инструмент не имеющим аналогов среди современных духовых (и это утверждение выглядит странным: взгляните на любую современную блокфлейту — на ней непременно есть отверстие для большого пальца). Форма и размеры кости идеальны, расположение отверстий тщательно спланировано. Оптимально и то, что кость — левая, как раз под правую руку, и то, что края духового отверстия заострены, чтобы не было шумов. Такая система не могла возникнуть случайно, а явно является результатом опыта, накопленного многими поколениями. Не случаен и выбор кости пещерного медведя, с которым неандертальцы, возможно, были связаны «духовно» — и тут авторы вспоминают про «культ медвежьих черепов», практиковавшийся неандертальцами в Европе. Правда, сама гипотеза существования этого культа много раз критиковалась археологами, но, по мнению Турка и Ко, эта критика не имеет солидной базы. А широкие музыкальные возможности «флейты» указывают на то, что это не какой-нибудь свисток, использовавшийся охотниками для сигнализации, а настоящий инструмент для ритуальных или эстетических целей.

Но если флейта из Дивье Бабе — результат опыта многих поколений, где же изделия-предшественники? И тут найден ответ: у неандертальцев существовала долгая традиция изготовления подобных инструментов из «быстропортящихся растительных материалов».

Что ж, изложено гладко. Правда, коллеги-археологи при упоминании флейты по-прежнему морщатся. Пока что публичной реакции со стороны скептиков не последовало, но нет никаких сомнений, что ответ появится — и очень быстро. А мы пока что обзавелись копией «флейты» — её привезли из Словении и подарили нам в октябре делегаты форума «Учёные против мифов». Вне зависимости от того, флейта это или нет, взглянуть на знаменитую кость любопытно, так что она украсит экспозицию АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ.

.
Комментарии