Пластмассовый секс победил? Шимпанзе совокупился с пластиковой бутылкой

Араали обследует свой пенис после спаривания с самкой
Араали обследует свой пенис после спаривания с самкой.

Кому-то это исследование может показаться смешным или нелепым; кто-то вскричит возмущённо: «Вот на что гранты выделяют!» или «До чего докатилась западная наука! Больше исследовать нечего?» Но давайте не будем ханжами: приматологи наблюдают за обезьянами в дикой природе, фиксируя все аспекты их поведения, в том числе и то, что касается половой жизни. Да, обезьяны иногда мастурбируют, как и люди. А особый интерес для исследователей представляют ситуации, когда приматы используют различные предметы в качестве орудий. В широком смысле. Поэтому действительно достоин внимания эпизод, подсмотренный приматологами на западе Уганды: молодой шимпанзе совокуплялся с пластиковой бутылкой.

Мастурбацию у обезьян учёные наблюдали много раз, но чаще всего это происходило в неволе и поэтому рассматривалось как отклонение от нормы, вызванное неестественными условиями содержания. Тем не менее, подобное поведение встречается и в дикой природе и, по-видимому, возникло очень давно. Мастурбируют самцы тех видов, у которых конкуренция самцов за самок высока: красные колобусы, японские макаки, резусы. В связи с этим даже обсуждалась такая гипотеза: из-за острой борьбы многим самцам далеко не каждый день удаётся спариться с самкой, мастурбация же позволяет им избавляться от старого семени, тем самым повышая качество спермы, что может быть важно, когда самцу наконец «перепадёт». Однако исследователям редко удавалось наблюдать, как мастурбировавший самец довёл свое дело до конца: чаще всего эякуляции не происходило. А значит, нужно искать альтернативное объяснение данному феномену. Наблюдалась и мастурбация с использованием подручных предметов — например, макаки-крабоеды стимулировали гениталии с помощью камней.

Что касается шимпанзе, в неволе они нередко мастурбируют — с помощью рук, ног, ртов (!) или подручных средств, но в дикой природе такое поведение приматологи фиксировали лишь изредка. В 2018 году учёные, работающие в национальном парке Махале, наблюдали, как детёныш шимпанзе использовал для мастурбации выброшенный фрукт. Объект, применяемый таким образом, приматологи окрестили «сексуальной игрушкой». Это был единственный зафиксированный случай такого рода. Однако в том же году в другой части Восточной Африки, в области Булинди (Уганда) произошёл тот эпизод, о котором повествует свежая статья в Pan Africa News и о котором расскажу сейчас я.

Булинди — это не национальный парк, а территория, уже хорошо освоенная человеком. Лес здесь соседствует с сельхозугодьями и деревнями. Шимпанзе, приходящие кормиться на поля, ежедневно сталкиваются с людьми и с результатами их труда, в том числе с выброшенными человеком вещами.

13 августа 2018 года приматологи, исследующие шимпанзе в Булинди, наблюдали в зарослях за группой из 11 обезьян. В 12:10 наблюдатели услышали какой-то шум, а вскоре обнаружили в кустах нашего героя — девятилетнего половозрелого самца по кличке Араали, спаривавшегося с пластиковой бутылкой. Исследователи полагают, что бутылка емкостью 1—1,5 л — это упаковка от гербицидов, используемых местными фермерами.

Та самая бутылка
Та самая бутылка.

Наблюдателям удалось записать короткое видео, на котором видно, как в течение 25 секунд обезьяна вводит пенис в бутылку и совершает характерные движения.

Вот так всё происходило
Вот так всё происходило.

При этом рот Араали был открыт, на лице появилось расслабленное выражение, которое приматологи называют «игровым лицом». Неизвестно, сколько времени шимпанзе развлекался с бутылкой к моменту, когда его застали исследователи, но вскоре Араали бросил бутылку и ушёл, а вещью тут же завладел другой юный самец, который стал с ней играть (просто играть). Приматологи покинули это место, так и не дождавшись возможности обследовать бутылку изнутри, поэтому насколько успешным было соитие Араали с пластиковой подругой — неизвестно. Кстати, в статье говорится, что наблюдатели обнаружили эту бутылку на том же месте на следующий день, но почему-то не прихватили с собой. Почему — неясно.

Итак, у нас явный пример шимпанзиной «секс-игрушки». Авторы обращают внимание, что половой акт Араали продолжался необычно долго, ведь как правило соитие у шимпанзе длится около семи секунд.

Зачем же понадобился такой экзотический способ? То ли это то самое повышение качества семени, о котором говорилось выше, то ли просто сексуальная разрядка для юного самца, которому старшие товарищи не дают приблизиться к прекрасному полу. Исследователи пишут, что хотя юному Араали иногда удавалось спариваться, в группе на него недобро посматривали трое матёрых самцов, один из которых — альфа — фактически монополизировал самок. Впрочем, ситуация «одним всё, другим ничего» — обычная для диких шимпанзе, и непонятно, почему исследователям так редко удаётся застать самцов за мастурбацией.

Конечно, особого внимания заслуживает то, что для сексуальных утех Араали выбрал изделие рук человеческих. Шимпанзе как правило с опаской либо безразлично относятся к новым для них предметам. Однако в ситуации, когда обезьяны регулярно сталкиваются с результатами человеческого труда, как происходит в Булинди, это начинает влиять на их поведение. Инициаторами «инноваций» выступают обычно совсем молодые обезьяны. Согласно наблюдениям, юные шимпанзе в национальном парке Махале играли с найденными ими глиняными горшками. Можно вспомнить знаменитого самца Майка из книги Гудолл, устрашавшего конкурентов, громыхая канистрами из-под керосина. Теперь новый кейс — Араали и его пластиковая игрушка.

Продолжайте наблюдение.