Лекции для здорового человека

+7 926 604 54 63 address
 Лекция Роберта Сапольски в Стэнфорде.
Лекция Роберта Сапольски в Стэнфорде.

В стримах и в статьях я много раз говорил, что часто дело не в темах, а в способах их донесения до людей. Одну и ту же тему можно преподнести так, что скучать и отлынивать будут даже те, кто с детства мечтал ею заниматься, а можно так, что даже ранее равнодушные не прогуляют ни одной лекции. Догадайтесь, какой способ предпочитает отечественная и ряд зарубежных систем образования.

Я, например, с детства увлекался математикой, физикой и литературой, но школьным учителям удалось-таки от литературы меня отговорить. А физтеховские лекции и семинары сумели отговорить от математики и физики, но зато, поскольку литературы там не было, я начал писать всякое разное литературное уже курсе эдак на четвёртом — отпустило.

Через пять—десять лет после окончания вуза отпустило и в плане математики с физикой.

Не, ну реал, чуваки, зачем вы так? Зачем вы превращаете изначально очень интересное в непрерывную чреду страданий, в которых ничего интересного не остаётся? Сто пудов, можно ведь оставить интересное интересным — так его будет не только проще понимать, но ещё и приятнее.

В общем, меня неоднократно просили привести примеры лекций, при просмотре которых многими часами кряду не надо себя преодолевать.

У меня разбегаются глаза от обилия: таких лекций сейчас уже многие тысячи, причём многие из них сделаны вузами, что как бы намекает: так рассказывать умеют уже и там тоже, просто пока ещё не все лекторы и не всех вузов.

Поэтому дальнейшее — это не исчерпывающий список, а набор удачных примеров.

Во-первых, конечно, настоятельно рекомендую каналы 3Blue1Brown и Mathologer — в них про матан, теорвер, геометрию и прочее, но настолько удачно и понятно, что, например, первый автор излагает чуть ли не весь вузовский курс по матану где-то так за пять шесть получасовых лекций, причём на базе программы, как максимум, средней школы и при этом без умаления точности. Просто вот так наглядно сделаны разъяснения и вот так увлекательно выстроено повествование.

Во-вторых, если вы хотите узнать, как работает 3d-графика, есть отличный курс лекций «The Blender Encyclopedia» (по ссылке — платное, но мы ведь понимаем). Несмотря на название, оно подходит не только к Blender, а описывает практически все мэйнстримные на данный момент подходы во всём софте для трёхмерной графики, моделирования, рендеринга и спецэффектов.

В-третьих, о том, как сейчас устроена инженерия — ну, та, которая не в воображении особо духовных «я-когда-то-тридцать-лет-инженером-работал» специалистов делать на салфетке, а нормальная современная, — есть набор тьюториалов по Fusion 360 и Solidworks. Причём там очень много не только про устройство конкретного софта, но и про используемые сейчас подходы, принятие инженерных решений, связь всего этого с производством и т.п.

Если вам интересна ещё более практическая сторона инженерии, то есть замечательный канал Build not Bombs, авторы которого очень разговорным и далеко не всегда цензурным русским языком объясняют устройство станков, механизмов, технологий и способов производства. Это — блестящий пример того, что для раскрытия глубин инженерной мысли, чит-кодов от реальности и весьма нетривиальных нюансов всевозможных закономерностей вовсе не обязательно излагать абсолютно всё в казённо-бюрократической манере, неизменно сохраняя звериную серьёзность — «а то вдруг слушатели подумают, что мы тут шутки шутим». Запоминается и понимается всё в такой форме, надо отметить, гораздо лучше и быстрее, чем в виде монотонного бубнежа, поскольку и мышление, и память у человека как вида всё-таки преимущественно основаны на образах.

В-четвёртых, очень хороши лекции Одерского по языку Scala. Впрочем, он и книги так же пишет: с целью объяснить основные идеи и как ими пользоваться, а не понтануться тем, что он умеет формально записать синтаксис языка или что-то там слышал про системы счисления и прочую традиционную шелуху с уроков «информатики».

Сейчас я начал смотреть лекции Сапольского в Стенфорде про биологию и эволюцию человеческого поведения. Посмотрел пока только две, но мне сразу понравилось: куча примеров и разъяснений устройства закономерностей (в частности, эволюционных алгоритмов), теория игр, анализ всевозможных вариантов объяснения тех или иных вещей, и всё это очень увлекательно. Не смотри, что это прямо совсем очные вузовские лекции в записи — вот так надо рассказывать. Ещё бы со слайдами — совсем хорошо бы было.

Кстати, их методическим аналогом в текстовом виде можно, наверное, назвать лекции Фейнмана по физике. Там точно так же — куча примеров и разъяснений с исчезающе малым количеством узкоспециальных терминов и отсылок, детективное построение повествования, вот это всё. Читать можно даже если вы только четыре класса школы сумели окончить — всё равно будет понятно.

Ещё мне весьма нравится канал «Нескучный саунд», автор которого записал весьма много передач с изложением теории и устройства музыки, равно как и применяющихся в ней приёмов, во-первых, нормальным человеческим языком, а во-вторых, изрядно очистив оные от чисто ритуальной риторики, прицепившейся к теории музыки за многие столетия и преимущественно затуманивающей стоящие за всем этим идеи, вместо того, чтобы помогать их понять. Цикл «Теория музыки по-пацански», например, даёт не просто введение с нулевого уровня в тему, а чуть ли не больше теории, чем иная музыкальная школа или даже музыкальное училище, причём за гораздо меньшее время. Если, конечно, не считать «теорией» запоминание наизусть кучи частных случаев, в том числе годы жизни и список произведений избранного набора композиторов позапрошлых веков.

Правда, не могу не пожаловаться и на минусы практикуемого подхода: если пианоролл и квинтовый круг хороши для иллюстрации рассказываемого, то попытки показать что-то на гитаре и на фортепьяно — плохой вариант. Поскольку даже с некоторым опытом в ряде случаев так сразу и не разберёшь, что именно человек там сыграл, а без опыта вероятность разобрать, не нажимая то и дело «паузу», практически нулевая. К счастью, чем дальше, тем больше автор использует именно хорошие методы иллюстрирования, хотя, увы, и не избавился от плохих до конца. Но в любом случае этот канал — один из лучших примеров раскрытия процесса сочинения и исполнения музыки с теоретической стороны.

Хороший, хотя и пока что небольшой цикл лекций из недавно отсмотренного — «Беседы любителей русского слова», в которых очень наглядно и с кучей деталей разъясняется, как русское и нерусское слова устроены, как это всё менялось со временем и как может меняться в принципе, как и зачем это изучают и что именно хреново в текущих и прошлых попытках об этом рассказывать школьникам. В первых беседах, правда, автор временами запинается, а также имеются затянутые фрагменты, однако повествование всё равно крайне годное. На том же канале есть множество видео с очень познавательными и увлекательными разъяснениями отдельных частных случаев происхождения слов, изменения их смысла или написания, и тому подобного.

От аналогичных упомянутым в предыдущем абзаце проблем слегка страдают и лекции по истории искусств ВШЭ: в первых выпусках лекторы иногда запинаются и в целом не так чтобы очень хорошо интонируют. Но со временем, видимо, стресс сменяется привычкой и изначально хороший материал с изначально хорошим способом изложения начинает доноситься хорошо поставленными голосами. В целом эти лекции — пример того, как можно сейчас делать хорошо иллюстрированный, а потому очень хорошо понятный материал без огромного штата специалистов по инфографике и спецэффектам. Фактически, каждый лектор смог бы так, если бы потратил совсем немного времени на овладение современными технологиями. Но нет, так смогли не только лишь все. К счастью, вот эти лекторы и их небольшая команда смогли.

Также краем глаза взглянул на лекции по нейросетям. Буду смотреть курс целиком — по первому впечатлению там всё хорошо, но пока гарантий нет, поскольку это всё-таки был беглый пробный просмотр. Однако многообещающе.

.
Комментарии