20 фактов о коалах

Коала. Иллюстрация к «Королевской естественной истории» под редакцией Ричарда Лидеккера (Richard Lydekker), 1894.

1. Медведь коала — не медведь

Коала (Phascolarctos cinereus) — единственный ныне существующий вид семейства коаловых отряда двурезцовых сумчатых. Европейские завоеватели Австралии открыли животное в конце XVIII — начале XIX века и называли «медведем коала». Но коала совсем-совсем не медведь. Родство коалы с вомбатами и кенгуру для учёных было очевидным уже в первой четверти позапрошлого века.

2. Коала может бегать

А может и не бегать. Скорость обмена веществ в организме коалы почти в два раза ниже, чем у большинства млекопитающих (за исключением вомбатов и ленивцев), и обычно коалы малоподвижны, могут по 16—18 часов в сутки совсем не двигаться. Но при необходимости эти звери способны прыгать с дерева на дерево, плавать и неплохо бегать.

3. Питание листьями эвкалипта — дело непростое

Коалы питаются почти исключительно побегами и листьями эвкалипта. Листья эти волокнисты, в них мало белка. И много фенольных и терпеновых соединений, ядовитых для большинства животных. Кроме того, молодые побеги, особенно ближе к осени, содержат синильную кислоту. Ужасная, казалось бы, еда — но её много (пока стоят эвкалиптовые леса), за неё не приходится конкурировать с другими видами.

Ареал коалы
Ареал обитания коалы.

О том, как коалы определяют питательную ценность каждого листочка и справляются с ядами — читайте заметку «Учёные выяснили, как коалы выживают на строгой эвкалиптовой диете».

Коала
Коала. Фото: Kwing Kwing (National Geographic).

Листья эвкалипта, помимо того, что они ядовитые, — очень жёсткие. Переваривать их коалам помогают живущие в кишечнике бактерии. В организме детёнышей коал сразу после отлучения от материнского молока необходимых бактерий ещё нет. Поэтому первое время детёныши питаются помётом матери, получая таким образом сразу и полупереваренную листву эвкалипта, и необходимую микробиоту, которая постепенно приживается в их кишечнике.

Листья эвкалипта жёсткие и ядовитые. Зато их много
Листья эвкалипта жёсткие и ядовитые. Зато их много.

4. Похожие на милых чебурашек коалы могут быть агрессивными

Коала обычно не тратит силы на агрессивное поведение. Но это животные-одиночки, и если коала-самец сталкивается с другим самцом, особенно в период размножения, может произойти кровавая драка.

Тут и подвернувшимся под лапу людям не поздоровится.

Агрессию по отношению к человеку также могут проявлять беременные и кормящие самки.

5. У коал хороший пиар, и это длится уже 100 лет

О том, что коала — славный безобидный зверь, мир узнал в конце XIX — начале XX века. Тогда была опубликована книга для детей австралийской писательницы Этель Шарлотты Педли (Ethel Charlotte Pedley) Dot and the Kangaroo («Дот и Кенгуру»), основной посыл которой — необходимость бережного отношения к дикой природе. С тех пор коалы постоянно становились героями книг, фильмов и песен.

В Австралию туристы едут в том числе и потому, что там живут коалы. Коалы популярны, но держать их в зоопарках затруднительно из-за описанных выше пищевых привычек.

Коала и Горбачёв
Редкий человек откажется сфотографироваться с коалой.

6. Коалы были промысловыми животными

Коал убивали ради шкур. У этого животного густой и красивый мех. Впрочем, уже в 1920-е общественное мнение в Австралии настолько не одобряло охоту на коал, что промысел был прекращён.

Шкура коалы
Шкура коалы.

7. На коал охотятся только собаки

В природе на коал нападают только динго и одичавшие собаки.

На видео ниже — лечение пострадавшей коалы.

Нападения собак и столкновения с автомобилями уносят жизни четырёх тысяч коал ежегодно.

8. Коалы часто болеют

Хотя у коал не слишком много врагов, безопасной их жизнь не назовёшь. Коалы часто болеют. Они страдают от цистита, периостита черепа, конъюнктивита, синусита. Возле Сиднея открыта специализированная клиника для коал, где лечат попавших в беду животных.

Коала в больнице
Коала в больнице.

Более 90% коал страдает от хламидиоза.

9. У коал есть свой вирус иммунодефицита — KoRV

Среди угрожающих виду напастей — заражающий коал ретровирус (KoRV). Это экзогенный вирус, который способен интегрироваться в геном коалы. Исследования показали, что в Квинсленде с этим вирусом связаны 80% случаев смертей коал в неволе. Ослабленные животные умирают от лейкемии, лимфомы, злокачественных опухолей и расстройства иммунной системы.

10. Коалы обычно молчат, но не потому, что не умеют издавать звуки

Как уже говорилось, коалы — одиночные звери, часто проводящие большую часть суток в неподвижности, а остальное время за едой. Поэтому им, как правило, просто незачем издавать звуки. Однако при необходимости коалы могут кричать, причём очень громко, а также рычать столь грозно, что позавидовали бы иные крупные кошки, если бы водились в Австралии.

Этот рык победившей в схватке за дерево коалы достигается наличием дополнительной пары голосовых связок.

11. У коалы маленький мозг

Соотношение массы головного мозга к массе тела у коал — одно из наименьших среди всех сумчатых: вес головного мозга составляет не более 0,2% веса коалы, при этом остальная часть полости черепа (около 40 %) заполнена спинномозговой жидкостью.

Коала
Возможно, нужно было выбрать между красотой и умом. Фото: Julian G. Wilson, National Geographic.

У предков коалы мозг заполнял череп целиком.

12. Геном коалы секвенирован в 2018 году

Более пяти лет международная команда учёных занималась секвенированием генома коалы. Это более 3,4 миллиарда пар оснований и более 26 000 генов (чуть больше, чем у человека). Статья об этом опубликована в журнале Nature.

13. Контроль численности коал — перемещение и стерилизация

Иногда коал становится слишком много. Перенаселённость опасна для этих животных, но убивать их нельзя — мера слишком непопулярная. Поэтому при необходимости коал перемещают в места, где растут эвкалипты, но нет коал. Также практикуется стерилизация.

Даже коал бывает много
Даже коал бывает много. Фото: твиттер Queensland Australia.

14. Коалы обнимают деревья для терморегуляции

Наблюдение за коалами с помощью тепловизора показало, что прижимаясь к стволу дерева, животное борется с высокой температурой окружающей среды. Замечено, что в жару коалы стремятся залезть на акацию — а это дерево «самое прохладное» из доступных для залезания.

Коалы
Коалы на экране тепловизора.

Подробнее об исследовании можно прочитать в журнале Biology letters.

15. Коалу можно идентифицировать по отпечаткам пальцев

Уникальный рисунок на коже пальцев встречается у нас, приматов, и у коал. Бытует мнение, что такие пальцы меньше скользят, но это не так. Подробнее — в Journal of Experimental Biology (статья на английском языке).

16. Коала не может быть домашним животным

Коала не может законно содержаться как домашнее животное ни в Австралии, ни в любой другой стране.

Принц Гарри с супругой и коала
Представитель т. н. британской королевской фамилии принц Гарри, герцог Сассекский, его супруга Меган и коала. Австралия, 2018.

17. У коалы по два «больших» пальца на передних лапах

Коала идеально приспособлена к жизни на дереве. Интересно устроены лапы животного: на кисти передней лапы два отставленных в сторону «больших» пальца (с двумя фалангами), им противостоят три «обычных» пальца (с тремя фалангами). Все пальцы передних лап завершаются прочными когтями. На ступне же «большой» палец один, он без когтя, и четыре обычных с когтями.

Лапа коалы
Лапа коалы. Фото: Javier Delgado Esteban, National Geographic.

18+. Возможно, вы не хотите знать всей правды о коалах

Самцы коалы имеют раздвоенный пенис, а самки два влагалища и две раздельные матки.

Пенис коалы
Пенис коалы.

Но в помёте, как правило, всего один детёныш. При рождении длина коалы составляет всего 15—18 мм, а масса около 5,5 г. Детёныш остаётся в сумке в течение шести месяцев, питаясь молоком, а затем ещё полгода «путешествует» на спине или на животе матери, вцепившись в её мех.

В 30-недельном возрасте он начинает поедать полужидкие экскременты матери, состоящие из своеобразной кашицы из полупереваренных листьев эвкалипта. Таким путём в пищеварительный тракт молодых коал попадают микроорганизмы, необходимые для их непростого пищеварительного процесса. Эту кашицу мать выделяет примерно в течение месяца.

Коалы в лесу
Коалы в лесу. Фото: Marin Paunov, National Geographic.

Размножаются коалы раз в 1—2 года. В период размножения, который продолжается с октября по февраль, коалы собираются группами, состоящими из взрослого самца и нескольких самок.

Коала с детёнышем
Коала с детёнышем.

19. Коала может дожить до 20 лет

Половая зрелость у самок наступает в 2—3 года, у самцов — в 3—4 года. В среднем коала живёт 12—13 лет, хотя известны случаи, когда они доживали в неволе до 20-летнего возраста.

Такая умная мордочка — и не подумаешь, что за нею почти нет мозга
Такая умная мордочка — и не подумаешь, что за нею почти нет мозга.

20. Коал охраняет и изучает специальный фонд

С конца 1980-х в Австралии действует некоммерческая организация Australian Koala Foundation, цель которой — сохранение популяции коал. Фонд изучает коал, их болезни, борется за сохранение мест обитания этого животного, выступает с законодательными инициативами.

Deborah Tabart
Deborah Tabart — директор Australian Koala Foundation с 1988 года.

Страница фонда: https://www.savethekoala.com

И ещё раз о коалах

«Коала» — в русском языке слово общего рода, то есть сочетания «милая коала» и «злобный коала» будут одинаково грамотными.

Вам может быть интересно:

20 фактов о медведях.