По ком плачет горилла?

Детёныш над умершей матерью — гориллой Тук.

Появились новые данные о том, что не только люди способны скорбеть об умерших: приматологи наблюдали три случая нетипичного поведения горилл, обнаруживших мёртвые тела своих сородичей. Причём в одном случае гориллы «проводили в последний путь» тело незнакомого самца-чужака.

Про то, что некоторые животные проявляют особое внимание к «покойникам» своего вида, говорится давно. Широко известна «погребальная деятельность» слонов. Некоторые виды врановых при виде умершего сородича поднимают громкий крик, а потом в течение нескольких дней обходят место, где нашли тело. Учёные наблюдают за коллективными насекомыми — муравьями, термитами, пчёлами — которые систематически избавляются от тел мертвых соплеменников. Замечено, что жирафы и китообразные обследуют трупы. Масса публикаций связана с «посмертным» поведением приматов. По сети разошлись фотографии группы шимпанзе из Камеруна, скорбно провожавших в последний путь самку Дороти. Описаны многочисленные случаи заботы матери об умершем детёныше, когда безутешная самка не расстаётся с трупиком порой десятки дней, так что тело отпрыска успевает разложиться. И это не обязательно собственный детёныш — бывает, что заботу о мёртвой обезьянке проявляют другие члены группы. Описан даже случай, когда самка гелады пыталась ухаживать за мёртвым детёнышем из другого сообщества обезьян.

И только гориллам «не повезло» — об их отношении к умершим известно крайне мало. Похоже, исправляет эту ситуацию статья, вышедшая в PeerJ — The Journal of Life and Environmental Sciences. Её авторы в течение многих лет наблюдают за гориллами в Руанде и Демократической республике Конго. В статье исследователи описывают реакцию горилльих сообществ на смерть трёх обезьян. В двух случаях болезнь прервала жизнь членов группы горных горилл — 35-летнего альфа-самца Титуса и 38-летней доминантной самки Так (национальный парк Вулканов, Руанда, 2009—2010 гг.) Интересно, что за обеими обезьянами исследователи наблюдали всю их жизнь, известны даже даты рождения горилл. Третий умерший — неопознанный альфа-самец восточной гориллы, не входивший в группу обнаруживших его обезьян (национальный парк Кахузи-Биега (фр. Parc national de Kahuzi-Biega), ДР Конго, 2016).

За событиями учёные вели наблюдения с расстояния 7—15 м, всё зафиксировано на фото и видео.

Следовало бы ожидать, что чужаку гориллы не уделят особого внимания, — какое им дело до какой-то незнакомой обезьяны! В реальности во всех трёх случаях члены сообществ вели себя сходным образом. Это удивило и озадачило учёных — хотя, конечно, трёх ситуаций, да ещё касающихся горилл разных видов, явно недостаточно для выводов.

В каждом случае гориллы окружали покойного и сидели близко к нему, молча уставившись на труп. Некоторые обезьяны подходили и обнюхивали, трогали, лизали тело и пытались заниматься с ним грумингом. Самцы иногда устраивали воинственные демонстрации, но в основном вели себя тихо. В этом скорбном ритуале участвовали все члены сообщества, но в случае самца-чужака взрослые самки избегали подходить близко. Возможно, это связано с тем, что бродячие альфа-самцы нередко убивают детёнышей, и даже мёртвый серебристоспинный гигант выглядит для самок устрашающе.

Исследователи отмечают, что особи из близкого окружения проводили с умершим больше времени, чем остальные. При жизни к альфа-самцу Титусу был сильно привязан подросток Ихумуре, оставшийся без матери и сильно раненный в результате недавних конфликтов в группе. Ихумуре в течение двух дней находился рядом с телом, даже спал, прижавшись к нему. Пишут, между прочим, что Ихумуре умер спустя два дня после Титуса… Когда скончалась Так, её малолетний сын ухаживал за телом, тормошил и даже пытался пить у неё молоко, хотя к этому моменту был уже отлучён от груди. По мнению исследователей, такое поведение говорит о стрессе, который переживал детёныш.

А как быть с гориллой-чужаком? Ведь у него не было близких в группе. Тем не менее, 17 из 21 членов сообщества собралось вокруг обнаруженного ими тела и некоторое время в тишине обследовали его — обнюхивали и трогали, а затем облизывали пальцы. В какой-то момент альфа-самец группы Чиманука сделал едва уловимый жест, из-за которого остальные отпрянули от тела. Чиманука вскочил, ударил себя в грудь и сильно толкнул мертвого самца, так что труп прокатился по склону около 8 метров. Учёные не знают, как объяснить выходку вожака — то ли он по-прежнему видел в мёртвом самце конкурента, то ли расстроился из-за бесплодных попыток «разбудить» покойника.

Но почему чужаку уделяют столько внимания? Может, среди обезьян всё же есть его родня? Учёные собрали образцы фекалий всех членов группы и сравнили с ДНК умершей гориллы, но оказалось, что прямой роднёй никому из этого сообщества покойный не приходился. Неужели гориллы скорбели о незнакомце? И насколько подобное поведение типично для горилл?

Учёные не в первый раз задаются вопросом, способны ли обезьяны на скорбь. Но у исследования есть и более приземлённая цель — ответ на вопрос: не так ли передаются среди горилл инфекционные заболевания? Тесное взаимодействие с мёртвой обезьяной из другого сообщества может оказаться основным способом распространения таких опасных болезней, как Эбола. Этот вирус уже убил в Центральной Африке тысячи горилл. Показано, что в мертвом теле жизнеспособный вирус может сохраняться до 3 суток, а передача инфекции может происходить и через тело, и через выделяемые им биологические жидкости.

Учитывая всё вышесказанное, удивительно то, что «исследование» умерших, судя по всему, часто встречается среди приматов.

Остаётся добавить, что все тела были по окончании наблюдений захоронены учёными.