Исследования видеоигр: где почитать научные работы и послушать лекции

+7 926 604 54 63 address
 Видеоигры помогают представить себя кем-то иным. Например, милым роботом-уборщиком, сражающимся с бандитами. / Кадр из игры <i>Machinarium</i>.
Видеоигры помогают представить себя кем-то иным. Например, милым роботом-уборщиком, сражающимся с бандитами. / Кадр из игры Machinarium.

Когда-то видеоигры считались маргинальным увлечением. Сейчас они сравнялись по популярности с литературой и кино и влияют на культуру ничуть не меньше. Учёные не могли обойти вниманием такое серьёзное явление и развернули целую область исследований: в мире она зовётся game studies, то есть, буквально, «исследование игр», а у нас говорят о «философии видеоигр». Дисциплине меньше двадцати лет, но она так бурно развивается, что в научных работах можно утонуть. Мы подготовили этот материал для геймеров, которые хотели бы заглянуть за страницы игровой прессы и посмотреть на игры глазами учёных. Нас интересует академическая сторона вопроса: институты, которые занимаются game studies, научные журналы и университеты, которые записывают интересные лекции.

Научные центры

Самые известные и крупные центры по изучению видеоигр находятся в Европе и Америке, но российскому читателю наверняка хочется поскорее узнать про своё, родное. Да, у нас тоже занимаются game studies. Например, в столице работает Московский центр исследований видеоигр (также Moscow Game Center, часто сокращают до MGC) при философском факультете МГУ имени Ломоносова. В 2015 году сотрудники центра прочитали в МГУ первый в России курс по исследованиям видеоигр и сделали тематический блок в философско-литературном журнале Логос (статьи можно прочесть онлайн), а сейчас проводят семинары и конференции. Но геймерам скорее будет интересна другая сторона их деятельности — открытые лекции. Их анонсируют ВКонтакте, а для тех, кто не может прийти, устраивают трансляции. Темы разнообразны — «Видеоигры и любовь», «Взгляд верующих на видеоигры, «Идеологии Hellblade: Senua’s sacrifice» и т. д. Некоторые выступления лежат на Ютьюбе, но у центра нет своего канала, а потому ролики собирают в альбомах ВК. Там можно найти вводные лекции по game studies, геймификации и спортивным видеоиграм, а в аудиозаписях лежит курс «Философское измерение вселенной Metal Gear». Те, кого не пугает отвратительное качество звука, могут посмотреть последние выступления на странице Музея советских игровых автоматов в ФБ.

В Питере действует Лаборатория исследования компьютерных игр (ЛИКИ) Центра медиафилософии СПбГУ. Сотрудники ЛИКИ пишут статьи, проводят семинары и конференции. Кроме того, они выпустили два тома исследований: первый, изданный в 2014, назывался «Медиафилософия X. Компьютерные игры. Стратегии исследования», второй, от 2017 года — «Игра или реальность? Опыт исследования компьютерных игр» (в Питере его можно купить в «Своих книгах», в Москве — в магазине «Фаланстер»). Доклады с конференций снимают на видео и выкладывают на канал Центра медиафилософии, а живые выступления анонсируют ВКонтакте — так можно попасть на лекции «Ретроигры: ностальгия и опыт ремедиации», «Мыши в космосе: краткая история игр и не-игр от первого лица» и другие.

Game Studies занимаются и в регионах — к примеру, в Тюменском государственном университете в Школе перспективных исследований идёт элективный курс «Введение в исследования компьютерных игр». А в Уральском федеральном университете — «Погружение в виртуальные миры: междисциплинарное исследование современных компьютерных игр».

Второй том исследований в области изучения видеоигр от ЛИКИ.

А теперь поговорим о зарубежных институтах. Европейцы и американцы занялись game studies чуть раньше и накопили множество интересных материалов.

Один из самых известных игровых «НИИ» — Center for Computer Games Research при Копенгагенском университете информационных технологий (дат. IT-Universitetet i København). Это первый исследовательский центр, который занялся исключительно видеоиграми. Его сотрудники написали на эту тему свыше десятка книг, большинство из них печатаются в серьёзном издательстве MIT Press. Кроме того, датчане выпускают Game Studies — первый в мире научный рецензируемый журнал о видеоиграх, который выходит с 2001 года (о нём подробнее расскажем во втором разделе). Именно основание журнала многие считают началом game studies как самостоятельной дисциплины. Глава Центра и редактор издания — известный учёный Эспен Орсет (Espen Aarseth), автор классического труда (более 3000 цитирований) «Кибертекст: перспективы эргодической литературы» и по совместительству первый датский профессор в области game studies.

У центра есть сайт, где можно разжиться названиями книг и статей. Например, такими: «Моральные дилеммы в компьютерных играх», «Исследование зомбеизма в играх», «Методы принятия решений как отклонение от рационального действия на примере Super Mario», «Предтечи геймификации труда в Советском союзе и Америке». Правда, материалы придётся доставать самостоятельно — все книги и большинство научных работ находятся в закрытом доступе.

Страница романа "Дом листьев"
Страница романа «Дом листьев».
Эргодическая литература — термин, придуманный Эспеном Орсетом и образованный от греческого «ergon» — работа и «hodos» — путь. По Орсету, эргодическая литература «требует от читателя нетривиальных усилий для прочтения текста». Если в обычных романах достаточно скользить глазами по словам в правильном порядке, то в эргодической литературе сюжет представлен нелинейно. Например, ужастик «Дом листьев» — это смесь фрагментов рукописи, заметок, писем и огромного количества сносок. За всем этим есть сюжет — но читателю ещё нужно до него добраться. А книга Марка Сапорта (Marc Saporta) «Композиция №1» представляет собой коробку с ненумерованными страницами: их можно раскладывать как угодно, меняя порядок событий по своему усмотрению. Писатель Джонатан Сафран Фоер (Jonathan Safran Foer) и вовсе взял чужую книгу, вырезал оттуда большую часть слов и получил новое произведение под названием «Дерево кодов». Многие видеоигры обладают чертами эргодической литературы, т.к. в них, чтобы получить доступ к развитию сюжета, также надо прилагать разного рода усилия.

Ещё одна важная организация — Digital Games Research Association (DiGRA, Ассоциация исследований цифровых игр), основанная в 2003 году в Финляндии. DiGRA объединяет учёных по всему миру, её сотрудники организуют конференции, издают собственный журнал, содержат открытую цифровую библиотеку и занимаются почтовой рассылкой — всё для того, чтобы специалисты оставались в курсе событий. На сайте ассоциации в разделе «Hard Core Columns» публикуют эссе, где учёные обсуждают самые важные, на их взгляд, аспекты game studies.

В Америке видеоиграми занимаются во множестве институтов и университетов. Чаще всего их изучают на факультетах геймдизайна или как подвид цифровых медиа. Перечислять все вузы, которые имеют отношение к game studies — дело неблагодарное: Forbes называет 25 «лучших» учреждений, где преподают разработку игр, а гуманитарных факультетов наберётся ещё больше. Назовём лишь несколько организаций, которые выкладывают в сеть интересные материалы.

В Стэнфордском университете (Stanford University) три года назад запустили семинары Interactive Media & Games, в которых принимают участие академики, представители индустрии и просто игроки. Вскоре ролики с выступлениями начали выкладывать на YouTube, группируя их в плейлисты по сезонам и годам:

За сезон сотрудники Стэнфорда снимали около 10 роликов, за год — около 30. Материала накопилось более чем достаточно, и в каждой подборке можно найти что-то интересное. В 2015 году рассказывали об истории видеоигр, и о том, как они передают эмоции, в 2016 — о моддерах и делении консолей на «поколения», в 2017 — о D&D в современном мире, аркадах, создании личности для ИИ — и так далее и тому подобное.

Ещё один вуз, где можно разжиться лекциями — Нью-Йоркский университет (New York University). В NYU есть Game Center, где изучают геймдизайн, разработку, игровую журналистику и game studies. В Центре регулярно выступают учёные и разработчики — посмотреть и послушать их можно на Vimeo и YouTube. В одном из недавних роликов Ян Богост (Ian Bogost) — учёный, стоявший у истоков дисциплины — и его коллеги обсуждали прогресс в области game studies за последние двадцать лет. В число лекторов также попали: художник, которая работала над Brütal Legend и Firewatch Джейн Ын (Jane Ng), создатель Full Throttle и Broken Age Тим Шейфер (Timothy Schafer), сценарист Half-Life-2 и Portal Эрик Уолпоу (Erik Wolpaw) и другие. Сотрудники Game Center собирают материалы вот уже шесть лет и накопили больше полутора сотен роликов, так что посмотреть есть на что.

Кадр из игры Uncharted 4.
Современные игры предлагают огромные удивительные миры. Кадр из игры Uncharted 4.

Научные журналы

Сотрудники всех этих научных центров проводят исследования и публикуются. Иногда статьи выкладывают на сайты институтов, но лучше идти за ними в специально предназначенные для этого места — в научные журналы. В этом разделе мы перечислим несколько изданий, посвящённых играм.

Game Studies — The International Journal of Computer Game Research — тот самый, первый в мире научный журнал о видеоиграх. Выпускается при поддержке Шведского совета по научным исследованиям и Объединённого комитета Скандинавских научных советов — в общем, пользуется одобрением правительства, причём не только в своей стране. Журнал международный, рецензируемый, со свободным доступом, выходит онлайн. Основные темы — «эстетические, культурные и коммуникативные аспекты игр», но приветствуются любые работы, связанные с играми и геймингом. На момент написания этого материала, на главной странице — статьи «Принятие решений морального характера в Fallout» и «World of Warcraft: сервис или пространство?».

Transactions of the Digital Games Research Association — издание уже упомянутой ассоциации DiGRA. Так же, как и предыдущий, этот журнал рецензируется и доступен бесплатно в интернете. Выходит раз в три месяца. Редакция призывать смотреть на игры с разных точек зрения: социологи, дизайнеры, антропологи, психологи и программисты — все могут публиковать статьи, если они соответствуют правилам. В последнем номере — «Никто не играет один», «Ruinensehnsucht: стремление к разложению в компьютерных играх» и др.

Games and Culture — журнал издательства SAGE Publications. Посвящён «социокультурным, политическим и экономическим измерениям гейминга» и, в отличие от предыдущих, доступен только по подписке (или через Sci-Hub). В архивах можно найти статьи вроде «Бунтарки и последствия в Life Is Strange и The Walking Dead» и «Канонизируя BioShock». Самые читаемые работы касаются игровой культуры, сексуальной ориентации игроков ММОРПГ и травли женщин-геймеров.

The Computer Games Journal от Springer — подтверждение того, что от game studies не отворачиваются даже крупные издатели. Рецензируемый журнал доступен по подписке и тематически ближе к работникам индустрии, чем к академикам. Он освещает: программирование и технологии; графику, аудио и построение истории; бизнес-модели, покупательские привычки геймеров; проблемы авторского права; моральные и правовые последствия, связанные с игровым контентом (насилие и секс в играх) и т. д.

Entertainment Computing — детище другого гиганта, Elsevier. Журнал рецензируемый, платный и освещает не только видеоигры, но и цифровые развлечения в целом — в том числе, роботов, интерактивное телевидение и социальные сети. В архивах можно найти специальные выпуски, посвящённые играм как средствам исследования, искусственному интеллекту в играх и так далее.

Помимо международных журналов есть и национальные. Loading… The Journal of the Canadian Game Studies Association — канадское рецензируемое бесплатное издание. Помимо научных работ Loading публикует рецензии и блогпосты, а также перепечатывает «классические» тексты. Редакция выпустила два специальных номера: один посвящён инди-играм, а другой — хоррорам. Темы последнего выпуска: «Политика в видеоиграх», «Кто написал The Elder Scrolls? Моддеры, разработчики и мифология Bethesda Softworks», «Собери их всех: захватывающее коллекционирование существ в Pokemon, Ni no Kuni, Shin Megami Tensei и World of Warcraft» и др.

GAME: The Italian Journal of Game Studies — итальянский онлайн-журнал, выходит раз в год. Состоит из двух разделов: рецензируемых статей и нерецензируемых «критических заметок». Несмотря на страну происхождения, публикуется на английском языке. В архивах можно найти эссе вроде «Такого не позволяли даже в 80-х: Hotline Miami и снафф-видео» или «Типология трейлеров: между игровым и кинематографическим».

В этой статье мы упомянули лишь несколько журналов. Хотя game studies молодая дисциплина, она бурно развивается, а периодика растёт и множится. Well Played, Eludamos, Simulation & Gaming, Journal of Gaming & Virtual Worlds — перечислять всё здесь бессмысленно. Мы дали отправную точку — дальше любопытный читатель найдёт всё, что ему захочется. Надеемся, что материал был вам полезен — напишите нам, если хотите, чтобы мы и дальше писали об исследованиях видеоигр.

.
Комментарии