«Шимпанзе в Африке придумали какого-то бога», «группа шимпанзе в Африке создала проторелигию и молится пирамидкам из камней» — такие новости появились в российских СМИ неделю назад. Читатели обратились ко мне за комментариями. Что, правда что ли? Обезьяны догоняют нас в развитии? Скоро учредят свою конфессию?
Видите, как быстро рождаются научные мифы. Увы, пищу для этого дают сами учёные. В научной статье авторы корректны и осторожны, однако в комментариях для СМИ, пиара ради, допускают вольности. Ведь фраза о «строительстве обезьяньего храма» была сказана в интервью Лаурой Кехо (Laura Kehoe) — одним из авторов статьи.
Хотя про это исследование уже много раз писали, давайте разберёмся, что же действительно произошло.
Шимпанзе изучают давно, однако долгосрочные наблюдения в дикой природе велись лишь за небольшим количеством шимпанзиных сообществ. Чтобы исправить эту ситуацию, учёные организовали большой международный проект «Pan African Programme: The Cultured Chimpanzee», в рамках которого больше года наблюдали за 34 группами обезьян в Западной Африке.
Наблюдение велось с помощью видеокамер, установленных в местах обитания обезьян.
Первый необычный случай камера зафиксировала 24 марта 2011 года. В дальнейшем загадочное поведение учёные наблюдали 64 раза, в 4-х группах шимпанзе. Сами понимаете, о случайности речи идти не может. Итак, что же происходило? Обезьяна (как правило, взрослый самец) подходила к дереву, некоторое время как бы раздумывала, затем приходила в возбуждение и с криком швыряла в дерево камнем. В некоторых случаях камень забрасывался в дупло или щель в стволе, либо шимпанзе, держа камень в руке, несколько раз лупили им о ствол. В результате у дерева (или внутри полости в дереве) образовывалась внушительная груда камней.
Специалисты подчёркивают, что такой же характерный крик самцы шимпанзе обычно издают, когда устраивают агрессивную демонстрацию перед конкурентами. При этом обезьяна вздыбливает шерсть, встаёт на две ноги, топает, стучит руками о деревья. Кстати, точно такое поведение и такой крик я неоднократно наблюдал в исполнении шимпанзе Джины, обитающей в колтушском антропоиднике. А ведь Джина выросла среди людей! Видимо, такой «ритуал» имеет врождённую основу.
Интересно, что кидание камней в деревья замечено лишь у 4 сообществ и отсутствует у остальных — хотя на территориях прочих сообществ имеются и полые деревья, и подходящие камни в достаточном количестве. Из этого авторы делают вывод, что перед нами — культурная традиция, передающаяся путём обучения.
Но как возникла такая «традиция», и, главное, зачем?
Авторы выдвигают две осторожные гипотезы.
Гипотеза первая: возможно, какой-нибудь шимпанзе в процессе агрессивной демонстрации бросил в дерево камень, и громкий звук удара добавил действию эффекта. Шимпанзе понравился результат, и он стал повторять такие демонстрации с камнями, а вид образовавшейся кучи камней ещё больше мотивировал и его, и других обезьян бросаться камнями в дерево. Примерно так, по мнению авторов, мог возникнуть подобный ритуал. В этом случае каменные груды — лишь побочный эффект страсти обезьян к громким звукам.
Гипотеза вторая: может быть, куча камней имеет некое символическое значение — допустим, шимпанзе так помечают свой участок? Пирамидами из камней обозначали свою территорию многие сообщества людей. Складывание камней у священных деревьев — практика, замеченная у некоторых племён Западной Африки. Конечно, здесь есть опасность слишком очеловечить поведение обезьян. Но параллели напрашиваются сами собой.
То, что обезьяны — и не только человекообразные — используют орудия, давно и хорошо известно. Но, как правило, такие действия чисто утилитарны: добыть пищу, отогнать хищника, в крайнем случае — поухаживать за половым партнёром… Авторы статьи упоминают одно исключение: японские макаки, которые были замечены за «игрой» с камнями. Макаки это делали просто так, без видимой цели. Интересно, что по данным приматологов, развлекаться с камнями японских макак побуждает вид каменной кучи. Явные аналогии с новым исследованием!
Исследователи хотят выяснить, как давно шимпанзе увлеклись бросанием камней в деревья, и думают подключить к делу археологов.
Обратите внимание: в исследовании нет ни слова про «проторелигию», «обезьяньего бога», «молящихся шимпанзе». Но у журналистов длинный язык.
Животным не чужды ритуалы — будь то брачный танец или упомянутая агрессивная демонстрация. Главное отличие нового наблюдения: мы не знаем, зачем обезьяны так делают. Что ж, нужно дальше наблюдать, сравнивать, думать.