«Какая-то примесь непонятных гоблинов»: Станислав Дробышевский о главных открытиях 2021 года

Станислав Дробышевский на форуме «Учёные против мифов».

С каждым годом открытий в палеоантропологии становится всё больше — специалисты описывают старые находки, выкапывают новые челюсти и черепа, извлекают древнюю ДНК и строят предположения, кто бегал по Африке 300 тыс. лет назад — сапиенсы или ещё нет… По нашей просьбе антрополог Станислав Дробышевский составил свой личный топ-10 самых интересных и захватывающих открытий 2021 года. Несущие чушь китайцы, гигант-неандерталец, неизученные африканские тролли и дудящие в морские раковины охотники на северных оленей — всё это вы найдёте в материале Станислава Владимировича.

* * *

За 2021 год в палеоантропологии произошло много всего интересного. Про все-все-все открытия можно целый день рассказывать. Поэтому расскажу только про самые «вкусные» исследования, причём буду писать о них не в порядке значимости, а в хронологическом порядке — от самого древнего к самому современному. Всё-таки значимость — вещь субъективная.

1. Описание черепа массивного австралопитека DNH 7

В 2020 году учёные описали очень клёвый череп массивного австралопитека. А в 2021 у антропологов наконец-то дошли руки до так называемой «Эвридики» или DNH 7! Вообще череп этой «Эвридики» и нижнюю челюсть «Орфея» нашли ещё давным-давно в пещере Дримолен. На тот момент эта самка — DNH 7 — считалась самым целым черепом массивного австралопитека. Потому что находка включала и череп, и нижнюю челюсть. Но описание учёные выдали очень коротенькое — даже обидно всем стало, что оно такое маленькое, а череп такой большой. Как-то непропорционально.

И вот наконец вышло нормальное описание. Это прикольно, потому что парантропы из пещеры Дримолен — это самые древние парантропы Южной Африки. Вместе с упомянутым в начале черепом 2020 года, который тоже хороший и целый, но без нижней челюсти, это предшественники Paranthropus robustus, которые южноафриканские массивные австралопитеки. Конечно, черепа находили и раньше, и даже более-менее целые. Но DNH 7 — самый целый.

Мне нравится, что эти парантропы были архаичные и примитивные. У них видны признаки южноафриканских грацильных австралопитеков и при этом отчётливо виден половой диморфизм. Вот учёные нашли здоровенный череп самца и крупную нижнюю челюсть другого самца. А останки самки существенно «аккуратнее»! В принципе, именно этого мы от парантропов и ожидали, но круто, что черепа подтвердили догадку антропологов.

2. Череп потенциального денисовца из Харбина (Китай), 138—309 тыс. лет назад. «Homo longi», сохранность — идеальная

В 2021 году учёные описали ещё один клёвый череп — на этот раз из Харбина. Вообще нашли его ещё в 1930-х гг. Какой-то местный крестьянин махал на поле тяпкой, оп — и откопал череп.

И вот наконец-то китайцы раскачались останки описать. Датировка черепа оказалась где-то между 138 и 309 тыс. лет назад. Поскольку крестьянин тяпкой махал ещё в середине прошлого века, уже непонятно, где именно останки-то лежали. Тем не менее, череп идеальной сохранности — и это прямо очень здорово. Правда, раньше сохранность была явно лучше — как минимум челюсть на месте имелась. Но китайский крестьянин нашёл только череп. Или сохранил только его, по крайней мере.

Китайцы тут же описали череп как новый вид Homo longi, что не имеет ни малейшего смысла. А нам-то всем понятно, что это, конечно же, денисовец. И, получается, это на данный момент самый целый череп денисовца из всех известных. В принципе, в Китае подобное уже было — например, в Мапе откапывали самый древний денисовский череп из всех известных на сегодняшний день науке. Черепа находили в Дали, Чиньюшане, Хуалундуне, Мапе, Линчине, откуда-то ещё. А сейчас вот у нас появились описанные останки из Харбина.

Особенно здорово, что основные параметры черепа Homo longi совпадают с параметрами черепов других денисовцев. Я имею в виду валики по краям носового отверстия, очень характерную форму лица — низкую, квадратные глазницы, очень мощный надбровный валик, очень покатый лоб, очень выступающий затылок… Но, если раньше эти черты денисовцев мы знали в основном по реконструкциям — например, специалисты реконструировали внешность денисовца из Ушаня, чьё лицо вообще не сохранилось, — то теперь перед нами абсолютно целый денисовец. Это потрясающе, конечно.

Китайцы искренне считают, что нашли самого древнего китайца. Но мы-то теперь знаем, что они нашли денисовца. В частности потому, что на этом черепе очень редуцированы третьи моляры — зубы мудрости так называемые. У всех китайских находок они редуцированы. И на нижней челюсти из карстовой пещеры Байшия они тоже редуцированы. А нижняя челюсть из Байшии, как выяснили учёные в 2020 году по протеому и по ДНК, принадлежала денисовцу. Байшия — это тоже Китай, вернее, Тибет. Но китайцы считают, причём искренне, что на Тибете жили денисовцы, а в равнинном Китае — китайцы. Но это чушь собачья. И там, и там жили денисовцы.

Правда, меня немного смущает, что про редуцированные моляры денисовца из Харбина китайцы как-то скомканно сообщили. То есть у них в статье про это сказано, но так, что ничего не разобрать. И по фотографии тоже ничего не понятно. Скрывают, в общем. Китайцы скрывают — это классика жанра! Но мы-то их насквозь видим.

3. Следы неандертальцев: Маталасканьас, Испания 106±19 тыс. лет назад. Рост 104—188 см (половина 130—150 см)

Теперь у нас время неандертальских историй. Вообще исследований по неандертальцам не сильно много в этом году было — вернее, было много разной генетики. Но генетика унылая и неинтересная.

Самое прикольное из неандертальских находок — это, безусловно, следы из Маталасканьас в Испании. Этим следам — около 106 тыс. лет. Это древность прямо! То есть следы принадлежали ранним неандертальцам. А вообще следов неандертальцев известно очень мало — мы знаем про парочку очень невнятных. И ещё в одной пещере нашли что-то более-менее нормальное. А тут нашли прямо кучу следов! Их реально чуть ли не сотни. Причём следы очень хорошо сохранились.

По пропорциям они вполне широкие — что неудивительно: неандертальцы вообще отличались массивными ступнями. Антропологи полагают, что следили явно прибрежные неандертальцы, которые сидели на берегу моря и ловили каких-то там устриц. И очень хорошо себя чувствовали! Вообще-то такое поведение и было неандертальским стандартом — правда, мы про это мало что знаем. Ведь большинство останков найдено на севере. Хозяева этих останков гонялись за мамонтами и вообще были жалкими отщепенцами.

А вот прибрежные неандертальцы тусовались у моря и отлично себя чувствовали в этой курортной местности. По росту они были сильно разные — от метра до 188 см. Средний рост неандертальца тех времён — 130—150 см. А вот, судя по следам, один неандерталец был прямо гигант — почти 190 см рост у него был! Хотя, возможно, просто лапти он отрастил немереные (мы же по следам рост высчитываем) и такой вот непропорциональный жил человек. Либо реально был гигантом, ведь 190 см — это очень высокий рост даже для современного человека. А для неандертальца это офигенно большой рост. До сих пор в Европе о таких здоровяках-неандертальцев известно не было. С другой стороны, учитывая, что у ранних неандертальцев в принципе ступни и кисти были большими, возможно, просто у этого человека были огромные лапти, а сам он был 160 см. Но всё равно прикольно.

В общем, до сих пор следов неандертальцев в Европе было очень мало. А тут вдруг приросло на сотню штук, то есть число следов выросло в два раза!

4. Древнейшие украшения из раковин: Бизмун, Марокко, ≥142 тыс. лет назад

На мой взгляд, самое интересное в антропологии 2021 года — сведения о протосапиенсах. Вообще довольно много было по этой теме всяких новостей, но из них самая знаковая — это обнаружение украшений из ракушек в пещере Бизмун. Бизмун — это Марокко. В принципе, там рядом похожие штучки уже находили. Но в самом Бизмуне впервые нашлись украшения из ракушечек, сделанные больше 142 тыс. лет назад. Это здорово! Потому что до этого самыми древними украшениями сапиенсов считались украшения, изготовленные 100 тыс. лет назад. Кстати, делали их недалече, тоже в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Но одно дело 100, а другое дело — больше 142 тыс. лет назад!

До находки в Бизмуне считалось, что первые индивидуальные украшения изготавливали неандертальцы в Крапине 130 тыс. лет назад. А тут неожиданно сапиенсы вышли на первое место. Это классно, мы снова сделали неандертальцев! Обогнали их, и это круто.

Украшения в Бизмуне довольно стандартные, в последующие времена сапиенсы изготавливали примерно такие же. Улитки — ракушки с дырочкой — для подвешивания куда-нибудь. Таких украшений довольно много уже известно из Южной Африки, Восточной Африки и Северной Африки, с Ближнего Востока. Но те были в два раза моложе. А из Бизмуна украшения очень старые. И это радует.

Видимо, когда в Африке начнут копать больше, то, может, найдутся и более древние украшения. Вот будет радость-то для учёных, которые верят, что 300 тыс. лет назад уже сапиенсы по Земле ходили! Учёные скажут: «Вот, украшения делали, то есть поведение уже сапиентное было, значит, сапиенсы в то время жили». Хотя, мне кажется, в то время никаких сапиенсов не было, а вот сапиентное поведение, да, уже появилось.

5. Древнейшее погребение Африки: Панга я Сайди, Кения 78,3±4,1 тыс. лет назад. Ребёнок 2,5—3 года

В Панга я Сайди около 78 тыс. лет назад похоронили ребёнка. Местечко родичи умершего выбрали само по себе чудесное — его давно уже, кстати, раскапывают. Потому что это местонахождение дождевого тропического леса, а таких мало — раньше люди прямо в лесу редко жили. Не на побережье, не в саванне, а прямо в лесу.

В общем, рядом с погребением есть и украшения, и охра, и масса всего чудесного. Но самое крутое — это, конечно, само погребение ребёнка. Учёные сразу поняли, что перед ними скорее всего именно погребение — потому что останки ребёнка соплеменники аккуратно уложили в ямочку. Для Африки это древнейшее погребение вообще. Более древние находки черепушек и не только были, конечно, но они были как бы сами по себе. А тут вот прямо полноценное нормальное погребение ребёнка, которому на момент смерти было от 2,5 до 3 лет.

Морфология погребения никакущая, конечно. Сохранность-то останков ужасная, учёные буквально в трухе ковырялись. Сапиентность ребёнка под большим вопросом, описания его костей толком и нет. При этом антропологи априори считают, что раз погребение в Африке нашли — значит, оно сапиенсам принадлежало. Но это ещё доказать надо! Мне, например, кажется, что погребение относится к протосапиенсам. Но в любом случае, кем бы эти люди не были, они отличались интеллектуальностью.

Более древние захоронения протосапиенсов известны, но с Ближнего Востока. В Схуле и Кафзехе есть нормальные погребения, которым около 100 тыс. лет. А в Африке ничего подобного не было. И выходило как-то странно, потому что древнейшие продвинутые формы поведения получались не африканские, а мы вроде как из Африки… А тут, ура, нашли древнее погребение ребёнка! Конечно, 78 тыс. лет — это не 138 тыс., но зато на территории Африки нашли массу всего другого интересного. Например, следы охоты на древних лесных животных, которых очень сложно поймать — потому что они маленькие, скрытные и ночные. А, стало быть, древние в Африки использовали какие-нибудь силки, ловушки, луки со стрелами. Это, конечно, догадки, но вообще какого-нибудь дукера ночью в кустах поймать — это сверхзадача, если охотиться с копьём. Поэтому наверняка древние охотились как-то хитро. А вообще, мне кажется, в тропическом лесу погребений было намного больше, просто их очень сложно раскопать. А тут взяли и раскопали!

Ещё интересно, что в той же Панга я Сайди в более поздних отложениях, с древностью около 75 тыс. лет, есть стерильная прослойка, которая соответствует времени извержения вулкана Тоба. Что само по себе здорово, так как подтверждает концепцию радикального воздействия этого суперизвержения на судьбы человечества. Потому что раз даже на Кению вулкан повлиял, на тропический лес, где, казалось бы, вообще никогда ничего не меняется, то уж на неандертальцев и денисовцев и подавно вулкан должен был повлиять. Но это так, между делом.

6. ДНК кроманьонцев: Бачо Киро, Болгария 43,65—45,82, возможно, 46,94 тыс. лет назад, 34 тыс. лет назад. ДНК трёх индивидов: неандертальская примесь большая, меньше, чем у Усть-Ишим, ближе к монголоидам и индейцам, чем европеоидам

Теперь про европейских кроманьонцев. Начну с находки в Бачо Киро. Вообще эта находка старинная — обнаружили останки где-то в начале XX века. Но это Болгария, а там сейчас нет нормальных антропологов. Хотя вот в советское время в стране даже издавался отличный антропологический журнал, но это было давно… С тех пор в Болгарии наука исчезла, и кости просто хранились (и на том спасибо). При этом, видимо, недавно болгары организовали какие-то новые раскопки и даже нашли новые кусочки костей — раскопали самых древних сапиенсов Европы! На раскопе у болгар оказалось довольно много слоёв и косточки нашлись в разных местах. Самым древним находкам, видимо, где-то 45—46 тыс. лет. По другой версии датирования, аж 47 тыс. лет, по третьей — лишь 34 тыс. лет.

В Бачо Киро у кроманьонцев была довольно продвинутая культура. У них был, с одной стороны, самый ранний и самый примитивный верхний палеолит, самый чуть ли не архаичный и с какими-то неандертальскими чертами. С другой стороны, антропологи выяснили, что кроманьонцы использовали охру. И в Бачо Киро учёные обнаружили ДНК! И из трёх сапиенсов её выделили — оказалось, что у кроманьонцев и правда имелось довольно много неандертальской примеси. То есть там и в культуре была архаика, и в ДНК. Что приятно. Правда, примесь неандертальская в Бачо Киро чуть меньше, чем у усть-ишимского человека, который жил недалеко от нынешнего Омска 45 тыс. лет назад. Возможно, усть-ишимский человек чуть подревнее сапиенсов из Болгарии — ну или такой же древний. При этом омский сапиенс чуть дальше от Европы, но неандертальщины у него чуть больше. В любом случае, у сапиенса из Бачо Киро неандертальской примеси сильно больше, чем у современного человека. Потому что времени от метисации прошло немного. Что согласуется с данными по Пештера-ку-Оасе в Румынии, где тоже 43—46 тыс. лет назад жили сапиенсы с кучей неандертальской примеси.

Из современных людей, если сравнивать в обратную сторону, люди из Бачо Киро оказались ближе к монголоидам и индейцам, чем к европеоидам. Это прикольно, потому что где Монголия и где Болгария! Но это всё надо делить на десять, потому что всё это делали генетики, а они в расоведении ничего не смыслят.

7. Позднейший «средний каменный век» Сенегала: Ламиния 22,01±0,85 — 20,8±0,83 тыс. лет назад. Саксомунуния 11,1±0,58 тыс. лет назад; орудия, которым, по технологии, должно быть 100—200 тысяч лет, в позднее время, существование реликтовых популяций

Так, опять возвращаемся в Африку. Тут у нас очень поздние времена, но очень архаичные орудия. Их обнаружили в Сенегале, в местонахождениях Саксомунуния и Ламиния. Казалось бы, 22 и 11 тыс. лет назад — это же фигня! Но интерес тут в том, что в те времена в Западной Африке архаичные люди «дотянули» практически до времени производящего хозяйства. Потому что 11 тыс. лет назад на Ближнем Востоке, на минуточку, уже овец пасли! А в Междуречье уже зерно сажали. Получается, где-то уже чуть ли не протогосударство было, неолит наступил, а в Сенегале почти ещё питекантропы бегали. Средний каменный век — это не совсем архаика, но это время Панга я Сайде, которые были около 50 с лишним тыс. лет назад. А тут 11! И выходит, что Западная Африка местами была заповедником для мегаархаичных персонажей — что согласуется с данными по скелету в Нигерии. Этот скелет нашли уже давно в Иво Элеру. Ему 16 тыс. лет, но выглядит он так, словно ему 300 тыс. лет!

Резюмирую: у нас уже давно найдена антропология, а сейчас вот подъехала археология. И всё это показывает, что какие-то «хоббиты» (этим словом модно называть всех подряд) жили и в Африке тоже. Это же согласуется с генетикой современных негров, у которых есть примесь не пойми кого. То есть у всех людей, кроме негров, есть неандертальщина, у австралоидов, меланезоидов и некоторых монголоидов — денисовщина, а у негров есть не пойми чего. Какая-то примесь непонятных гоблинов. И может быть, в Саксомунунии и Ламинии эти тролли и жили. Какие-то африканские непонятные тролли. А в Иво Элеру черепушку этого тролля и нашли.

8. Трубы из морских раковин: Марсулас, Франция, 18 тыс. лет назад

Но сапиенсы всё-таки побеждали. И сейчас очень много данных появляется по их искусству. Были, конечно, и новости типа «Древнейшие датировки на Сулавеси», но они там каждый год древнейшие. Всякие там новые рисунки обнаружили в 2021 году… Но самое прикольное то, чего ещё не открывали ни разу — это трубы из морских раковин во Франции. Причём раскопки в Марсуласе велись ещё чуть ли не в XIX веке, короче, сильно давно. И эти раковины откопали, положили на полочку и там оставили. Так обычно у французов и происходит, кстати. И тут наконец французы разродились и трубы исследовали. Не прошло и ста лет! А, простите, прошло… Даже 150 прошло, видимо.

Ну вот, сейчас учёные выяснили, что трубы, во-первых, были покрыты охрой. Покрашенные трубы! Во-вторых, трубы были специально проковырянные — чтобы получилась дуделка. То есть это прямо как сейчас полинезийцы картинно дудят в морскую раковину. Тут то же самое! Здоровые морские раковины, в которые можно весело дудеть. Для Европы такого никто не ожидал. Потому что такие красивые раковины обычно ассоциируются с какой-нибудь Полинезией, причём вполне исторической. А тут — каменный век, 18 тыс. лет назад, это время солютрейской культуры середины позднего палеолита. Солютре у нас ассоциируется с какими-то охотниками на северных оленей, которые, по идее, должны всё время бегать по ледниковой тундре… А они тут со своими расписными раковинами! Это очень неожиданно. Такой штрих, которого не было никогда. Теперь охотников можно везде с раковинами-дуделками рисовать.

9. Денисовская примесь у голоценовой женщины: Леанг Паннинге, Южное Сулавеси 7,2—7,3 тыс. лет назад и у филиппинских аэта

А теперь снова немного архаики. Примесь денисовцев у современных людей нашлась дважды — один раз у голоценовой женщины из Леанг Паннинге на юге Сулавеси. Сулавеси — это остров в Южной Индонезии. И там есть местонахождение Леанг Паннинге. Местонахождение позднее, то есть это уже времена, когда в Старом свете по полной программе начиналось земледелие, неолит вовсю шёл, местами не самый ранний… А на Сулавеси сидели рыболовы, земледелия никакого не было, но всё равно — уже голоцен наступил! И не самый ранний. И вот у местной жительницы нарисовалась денисовская примесь. Кстати говоря, палеогенетика для Индонезии — это вообще экзотика. Такого до сих пор ещё не было! То есть была палеогентика немного для Китая, много для Европы и для Алтая. Всё. Для Индонезии это новинка.

Найденная денисовская примесь у женщины существенная. Она большая и показывает, что смешение там точно было. И это согласуется с данными по современным людям, потому что давно известно, что примесь есть у современных австралийских аборигенов, меланезийцев, но её нет у андаманцев и семангов. Андаманцы — это Андаманские острова в сторону Индии, а семанги — это на Малакке. А вот у аэта, филиппинских пигмеев, которые чернокожие, курчавоволосые, толстогубые и сидят на Филиппинах, исследовали наконец ДНК — и выяснилось, что у них мировой рекорд по денисовской примеси. Это здорово и круто, потому что примесь прямо существенно большая. Под 5 с лишним процентов! До сих пор рекордсменами были австралийские аборигены, на втором месте — меланезийцы. У меланезийцев было 4,7%, у австралийских аборигенов — чуть больше. Но все боялись цифру называть, чтобы расизм не расцветал!

Но аэта австралийских аборигенов обогнали — у них чуть ли не под 10% примеси денисовцев и неандертальцев! Правда, эти проценты — вещь такая, что довольно от балды назначается. Гуляющая цифра! Но всё равно это реально очень большой процент.

Исследование интересное ещё и потому, что аэта — это же пигмеи. Они и выглядят экзотически, пропорции у них своеобразные — длинные ноги и низкий рост, под полтора метра. До последнего времени аэта жили как охотники-собиратели. А сейчас уже переходят к земледелию — очень и очень медленно, правда.

Вырисовывается, что у аэта на Филиппинах примесь прямо запредельная и рекордная, а рядом — на Малакке, у семангов — вообще нет денисовской примеси. И у андаманцев нету. А внешне все эти люди похожи! Их даже раньше относили к негрито — азиатским пигмеям. Хотя вот выяснилось, что генетически они всё-таки различаются. Что, в общем-то, вполне логично, антропологи это давно поняли. Приятно, что и генетики до этого дошли. Молодцы.

Теперь вот возникают всякие мысли, а на кого были похожи денисовцы? А к этому ещё добавляется такая радость, что на Филиппинах, на Лусоне — там же, где аэта и живут, не так давно был описан карликовый вид ископаемых людей — Homo luzonensis. Это условные хоббиты с древностью 65 тыс. лет назад. И получается, что на Филиппинах жили карликовые экзотические древние человечки, вот эти Homo luzonensis, похожие на флоресских хоббитов. Правда, от них только зубы остались — но зубы похожи. И там же живут филиппинские аэта карликовые. И как бы на Флоресе тоже пигмеи есть — и до сих пор эта пигмейскость объяснялась тем, что просто островные условия, изоляция, эндемизм, все дела… На любых островах всегда карликовость возникает — даже на какой-нибудь Сицилии. Но теперь у них ещё и денисовская примесь рисуется — и получается, что может быть, эти Homo luzonensis были просто карликовыми денисовцами? До этого антропологи уже предполагали такую гипотезу, но всё было не очень очевидно.

У денисовцев зубы здоровенные — рекордные размеры, а у Homo luzonensis зубы мизерные, наоборот. То есть они диаметрально друг от друга расходятся. На разные концы! Но размеры зуба — это такая вещь эфемерная. Она сегодня маленькая, а завтра большая. Или наоборот. Поэтому, может, Homo luzonensis — это просто карликовые денисовцы. А аэта приобрели свою карликовость в немалой степени из-за примеси денисовцев. Запросто такое могло быть! Поскольку по самим аэта никаких ископаемых данных нет вообще, то пока всё в тумане. Но пища для размышлений богатейшая. Ну и, собственно, Филиппины и Сулавеси — недалеко всё находится. От Сулавеси до Филиппин — прямая цепочка островов. И на Сулавеси денисовцы, и на Филиппинах есть Homo luzonensis и примесь у современных человечков. Так что всё прекрасно один к другому сводится. И в итоге такая цельная более-менее картина вырисовывается.

10. Виламайя Патиса, Перу, 9 тыс. лет назад: феминизм в мезолите

Модные веяния из древности! В Виламайя Патиса найдены два погребения — мужское и женское. Мужское, ясно, все игнорируют, а вот женское всех, конечно, привлекло, так как вместе с тёткой нашлись наконечники стрел. Выходит, она бегала по пампасам, гонялась за гуанако и радостно стреляла в них из лука. Правда, стрелы могли принадлежать и мужу, но так думают только грубые мужланы-шовинисты-абьюзеры, а то и арбузеры.