Недавно мы опубликовали рассказ Руслана — бывшего христианина-протестанта, а ныне атеиста, интересующегося наукой. Отрадно, что в наше время, которое многие не без оснований считают эпохой расцвета клерикализма, подобные истории всё-таки случаются. Могло показаться, что случай Руслана — редкий, чуть ли не уникальный. Однако мы получили ряд комментариев от читателей, которые узнали в этой истории себя.
Мы обратились к авторам таких писем с просьбой рассказать об их случаях более подробно. Публикуем четыре истории, присланные нам. Истории во многом различаются: комплекс причин, вызвавший окончательный отход от веры, в каждом случае уникален, и каждая история по-своему интересна. Нам кажется очень важным то, что объединяет все четыре случая: здравый смысл и критическое мышление, которое сохранили эти люди. Да хранит нас с вами здравый смысл!
История Оксаны
Как я, девушка-пятидесятница из западноукраинской деревни, стала атеисткой и планирую изучать астрофизику
После распада СССР, когда мне было 3 года, моя семья переехала из Киева в одну деревню на Западной Украине, к родителям папы. Тогда моя мама попала в секту пятидесятников. С раннего детства я всегда ходила на их собрания по воскресеньям. Там детей делили на две возрастные категории: очень маленькие и постарше. Мы читали упрощённые истории из Библии с рисунками. Это создавало мне некоторые социальные проблемы в школе, так как меня считали сектанткой, но я тогда думала, что моя вера — лучшая. Так нас учили.
Я очень хорошо помню, как мне, любопытному ребёнку, на вопрос о возрасте Земли отвечали: 6000 лет. А ещё я никак не могла понять, почему бог злится, когда мы грешим, если он заранее всё это знал? Но я не переставала верить в бога.
Потом я поступила во Львове на филологический факультет и уже не так часто ходила на собрания, испытывая большие угрызения совести по этому поводу. Всё верила.
Но надо сказать, что изучая персидский язык, литературу и культуру, я узнала много и об исламе, и начала задумываться, какая вера самая правильная? Ведь не может же быть, что все правы. А оказалось, что неправы были все. Но вернёмся назад.
Закончив университет, я переехала в Италию и нашла работу. Язык я выучила ещё до этого. Чувствуя себя одинокой, я часто молилась и хотела найти пятидесятников здесь. Но нашла не их, а свидетелей Иеговы (ну бог ведь один, попробую). Признаюсь, что тогда я очень им симпатизировала (я не шучу), потому что они распространяли веру, как призывала Библия, чего пятидесятники не делали.
Мне было тогда 22. Каждую среду за чашечкой капучино в одном из кафе города Пармы я изучала Библию со знакомой итальянкой. Надо заметить, что и сама девушка, и её муж, очень даже хорошо говорили по-русски и выучили его именно для того, чтобы заманивать русскоговорящих людей в их церковь, и особенно тех, которые чувствовали себя одинокими в чужой стране. Читая Библию уже глазами филолога, я начала находить в ней много противоречий, которых раньше не замечала или не хотела замечать. Когнитивный диссонанс нарастал. К счастливому стечению обстоятельств, один мой знакомый тогда посоветовал мне прочесть книгу итальянского математика и атеиста Пьерджорджио Одифредди «Почему нам не надо быть христианами, и тем более католиками». Я решилась. С любопытством читая её, ссылки автора я проверяла в интернете. Я даже нашла учебник древнееврейского, чтобы проверить некоторые намеренные ошибки перевода. Я была в шоке. Я просто поняла, что библейские истории — мифы. Как же я раньше этого не замечала?
Наукой я начала интересоваться не сразу. Ещё три года я, будучи атеисткой по отношению к богу Авраама, оставалась суеверной (я ведь выросла в деревне) и терпимой по отношению ко многим другим мифам. Иногда читала гороскопы. Не могла отличить науку от псевдонауки, смотрела лекции, например, Ермаковой — про вред ГМО — и ещё одного (фамилии не помню) по собриологии. А ещё читала статьи СПИД-диссидентов, о глобальном потеплении, и не знала, кому верить.
Но когда родилась моя дочь, у меня появилось больше свободного времени, потому что я уже не работала. Однажды я включила канал Focus. Прекрасная графика передачи «История Вселенной» в сочетании с невероятными фактами пленили меня! Но сразу после неё транслировали программы про людей, которых якобы посещали инопланетяне. Было даже про обезьян, которые эволюционировали в русалок. Снова противоречия. Я запуталась. «Надо научиться отделять зёрна от плевел», — подумала я. Тогда же случайно я попала ВКонтакте на группу Словарь Скептиков (за которую я им искренне благодарна). Там было полно разных статей и ссылок, я всё читала и читала, и нашла бездну новой информации на русском и английском. Вот так я открыла для себя новый мир, вернее, начала смотреть по-другому на мир, в котором я живу. Я начала учиться мыслить критически. Там я нашла и ссылки на Ваш замечательный сайт об антропогенезе, статьи из которого очень интересны и открывают глаза на нашу историю. Мне сейчас странно, как это может кого-то не интересовать, ведь это же наша история. Дальше назад во времени, но зато более загадочная!
Вот сейчас я смотрю на вершины Альп, виднеющиеся из окна, и пытаюсь представить себе неандертальцев, которые смотрели на те же горы. О чём они думали? Как они думали?
Мне уже почти 28 лет, и после прочтения многих книг и статей о науке, я жить без неё не могу. Что же выбрать для изучения? Сначала я планировала изучать биотехнологию, но посетив прекрасное мероприятие к 100-летию ОТО Эйнштейна в одном с миланских университетов (Milano-Bicocca), я уже точно решила, что в следующем году запишусь на физику (и лекции Сергея Попова имели тоже огромное влияние на меня, за что я ему особо благодарна). Сейчас я готовлюсь усердно по математике и физике.
Процитирую здесь слова Лоуренса Краусса, который сказал об Эдвине Хаббле: «Он сохраняет для меня большую веру в человечество, потому что сам начинал как адвокат, а затем стал астрономом». И хотя моя история другая, сам факт этот служит для меня большой мотивацией.
Недавно одна из моих бывших подруг-пятидесятниц, увидев мою страницу ВКонтакте, написала мне: «Вижу, что ты начала верить в эволюцию. Посмотри видео такого-то проповедника и как рукой снимет». Я ей ответила большим письмом о том, как открыла для себя науку, но она мне больше никогда после этого не писала.
Возвращаясь назад, я думаю, что мне помогло то, что я всегда сравнивала разные религии или направления, в то время как многие видели только одну религию и не обращали внимания на другие. Я же пыталась найти одну истинную, и, изучая их глубже, разочаровалась во всех.
Несколько слов о моём младшем брате. Посещая ту самую пятидесятническую воскресную школу, он более скептически относился к Библии и уже в 16 лет перестал верить в её авторитет, а впоследствии и в самого бога. Сейчас он изучает биохимию.
Огромное спасибо Вам и всем вашим сотрудникам и коллегам за ваш большой труд по распространению науки!
История И.
У меня ещё оставались сомнения до тех пор, пока мне не встретился Бертран Рассел
Я родом из СССР, поэтому в детстве и юности отношение к религии было, как к мифам. Аллах — это «Тысяча и одна ночь». Христос — это неграмотные старушки. Естественно, что никаких религиозных знаний в то время получить было практически невозможно. И лет до шестнадцати меня интересовал один вопрос: «Если Иисус — бог, который создал Землю, то как он мог родиться всего 2000 лет назад?» Спустя много лет, в эпоху тотального дефицита, я купила с рук Библию по спекулятивной цене, аж за 100 рублей, что сравнимо с зарплатой тех времён, было интересно, что за тайна за семью печатями эта Библия. Но, начав читать, я вдруг увидела, что сделать это практически невозможно. Трудный текст, повторения, какой-то наивный сюжет, нудное повествование неумолимо клонили в сон после 3 или 4 страницы. Поэтому я её забросила, только иногда хвасталась гостям диковинкой, которую я имела.
Через некоторое время мне в руки попалась книга Зенона Косидовского «Библейские истории» и «Евангельские сказания». Эта книга вполне атеистическая, была оформлена следующим образом — на одной странице было краткое изложение библейских историй, а параллельно на другой странице документальные исторические и археологические факты, которые подтверждали или опровергали эти истории. Эту книгу я прочла запоем. После этого перешла к Библии, которую начала читать уже совершенно другими глазами. И мне открылась необыкновенная книга, собранная разными авторами, заботливо пронесённая еврейским народом через века и тысячелетия. История и поэзия, анекдоты и наставления, любовные истории и кровавые войны, преступления и наказания стояли за этими скупыми неудобоваримыми строчками. Новый Завет произвёл на меня ещё большее впечатление. После коммунистической пропаганды, которая говорила нам, что человек — ничто, а общество — всё, что мы должны приносить жертвы ради великой цели, что человек всего лишь винтик в огромном механизме, библейские слова «возлюби ближнего» и «подставь вторую щёку» показались мне самыми мудрыми в мире словами, которые помогут мне изменить свой характер и, следовательно, мою жизнь. Я приняла решение креститься и жить по заповедям.
Спустя много лет в интернете, случайно, я познакомилась с моим будущим мужем. Мы говорили о боге, о христианстве, и он сказал мне, что у меня абсолютно неправильное понимание христианства, и пообещал, что покажет мне истинное лицо бога. Мы поженились, и я стала ходить с ним в его церковь. Это была церковь адвентистов седьмого дня.
Субботнее служение происходило следующим образом. Хор из членов церкви под аккомпанемент пианино начинал день с гимнов. Далее пастор произносил молитву, затем шла проповедь на ту или иную тему. После проповеди опять молитва, сбор церковной десятины, затем перерыв. После перерыва начинается детский класс, рассказывают детям какую-то сказку про бога, а потом субботняя школа.
Вся община делится на небольшие группы под руководством учителя, который избирается из прихожан. Адвентисты всего мира имеют одинаковый учебник, выпускаемый на квартал. В каждую субботу во всем мире идёт один и тот же урок, на всех континентах, на всех языках адвентисты изучают ту же самую тему. После урока опять гимны, молитвы, а затем служба заканчивается.
На уроках субботней школы, из проповедей, а также от других членов церкви я узнала, что бог — это любовь. Он меня сотворил, а потом пожертвовал своим сыном ради меня. У него есть план, как дать мне возможность быть счастливой, как в этой жизни, так и в загробной. Для этого я должна ответно его любить. Любить бога означает выполнять его 10 ветхозаветных заповедей, которые приобрели новое наполнение после прихода Христа на Землю, и особенно соблюдать субботу, так как именно суббота показывает моё подчинение его воле. Если я пропускаю церковные проповеди, не плачу десятину и жадничаю на другие пожертвования, делаю какие-то дела в субботу, ем запрещённую пищу, не несу евангельскую весть другим людям, то это означает, что я не люблю бога, и мои шансы на спасение приближаются к нулю. Это понимание бога разительно отличалось от моего прежнего.
Кроме того, я узнала много новых ценных сведений. Земле всего около 7000 лет. Бог сотворил вселенную за 6 дней. Бог своими руками слепил из глины первого человека, и своим пальцем написал заповеди на скрижалях, БУКВАЛЬНО. В раю Адам и Ева гуляли с динозаврами и другими зверями. Небесная церковь Иисуса, где он в настоящее время работает первосвященником, находится в созвездии Ориона. Один из ангелов очень завидовал Иисусу, за то, что его бог любит больше, поэтому устроил бунт и совратил человека, но бог не может спасти человека, потому что боится, что жители других планет могут подумать, что он лицеприятен к человеку, а это несправедливо. Иисус превратил плохое вино в хороший виноградный сок, и на своей тайной вечере он тоже пил не вино, а сок, ну, право, не может же Иисус пить такую плохую вещь, как алкоголь. Буквально на днях Иисус возвращается, мёртвые воскресают в своих старых телах, в белых платьях вылетают из своих могил и летят на небо, где они будут жить в небесном Иерусалиме, и с великой радостью будут работать на божественных полях в золотых коронах. Бог ничего не делает без наших молитв, и если Земля крутится, то это означает, что есть человек, который молится об этом. Также я увидела на личных примерах членов церкви, как бог исполняет желания. У одной женщины сломался принтер, после усердной молитвы, он начал работать. Другую женщину очень интересовал вопрос, какой процент жадных людей на Земле, и спустя 5(!) лет, она услышала, как две женщины разговаривают между собой о статистике щедрых и жадных людей. В этот момент она возблагодарила бога за то, что он дал ей ответ.
Когда подобных сведений набралась критическая масса, у меня произошёл когнитивный диссонанс. После трёхлетнего регулярного посещения церкви передо мной встала альтернатива: или я принимаю весь этот бред как истину и выкидываю весь мой опыт и все мои знания на помойку, или, увы, я не адвентист и никогда им не буду. Случилась и ещё одна вещь, РПЦ, которая раньше не вела такую агрессивную политику, и всегда была чем-то таинственным и мистическим, наконец-то вышла из тени и показала своё истинное лицо. И это лицо было не очень приятным. С одной стороны — алчные попы, с другой стороны — дремучие и агрессивные прихожане, а в середине индифферентное большинство, которому, в общем-то, глубоко наплевать на всё это христианство за исключением пасхи и рождества. У меня появилась возможность сравнить два христианских течения, традиционное, к которому относится православие и католицизм (а католическая история также всем известна), и протестантское. Получилось, что с одной стороны очень интересная и неглупая теория, над которой работали в течение сотен и тысяч лет мыслители разных эпох, и никудышная практика, которая на опыте опровергает эту теорию. С другой стороны, примитивная, не выдерживающая никакой критики теория, которая абсолютно искажает понимание окружающего мира, и отличная практика, в результате которой у людей есть важная цель, у них есть чувство собственной значимости, так как они делают много полезной благотворительной работы. Пожилые люди избавлены от одиночества, молодёжь не выходит из-под контроля старших. Они поют песни, ставят спектакли, выезжают на природу. Это большой клуб по интересам, в котором десятина является чем-то вроде членских взносов.
К этому времени от моей веры уже остались жалкие ошмётки, но у меня ещё оставались какие-то сомнения до тех пор, пока мне не встретился Бертран Рассел. Я прочитала интереснейшую книгу «История западной философии», а две его статьи «Почему я не христианин?» и «Кто такой агностик?» буквально сняли пелену с моих глаз. Я почувствовала себя абсолютно счастливой и свободной от всяческих догм.
P. S. Расскажу немного об адвентистах.
Баптист-проповедник Уильям Миллер прочитал в книге Даниила, которая считается пророческой, фразу «Через 2300 дней святилище очистится». Эта фраза засела у него в голове, он долго думал, что это может быть, пока его не осенило: да ведь это же не 2300 дней, а 2300 лет со дня возвращения евреев из вавилонского плена и восстановления Иерусалима, и это значит, что мы знаем дату второго пришествия Христа. Это оказался 1843 год, определили даже день пришествия. Многие члены церкви поверили ему, приготовились, и в назначенный день вышли встречать Христа, но естественно не дождались. Миллер пересмотрел свои расчёты и перенёс пришествие на следующий год, но также никто не явился. После «Дня Великого Разочарования» произошёл раскол в церкви, многие вернулись в лоно баптистской церкви, но некоторая группа вышла оттуда. Они устроили мозговой штурм, пытаясь понять, что всё-таки означает эта фраза, но ничего не приходило в голову. И однажды некая троица переходила кукурузное поле, и одного из них осенило. Иерусалимский храм состоял из двух частей — святилище и святая святых, так же приблизительно, как и православная церковь. Значит, Иисус в этот день перешёл из святилища в святая святых. Зачем? А чтобы проводить там последнее следствие, изучая книгу жизней. На этом и остановились. Новую церковь назвали Церковь христиан-адвентистов седьмого дня от слова «ad ventus» — у порога, кроме того они считали необходимым соблюдать заповеди Ветхого завета, особенно четвёртую заповедь о субботе, седьмом дне, что вызвало непонимание у всех других христиан.
19-й век был очень интересным временем. Как грибы, появились многочисленные медиумы, спиритуалисты, визионеры. Также это было время значительных медицинских открытий. Люди узнали о здоровом питании, гигиене, занятии спортом. Из Индии британцы привезли идеи вегетарианства. Не обошли эти новшества и новоявленную церковь адвентистов. Многие члены церкви, особенно женщины, утверждали, что впадают в транс, и в этом состоянии общаются с богом. Но только у одной женщины муж был редактором газеты, который регулярно публиковал её видения. Эти видения пользовались огромной популярностью, так как кроме повторения своей библии, бог давал советы о питании и гигиене, о вреде алкоголя и езды на велосипеде, предостерегал от мастурбации и увлечения фотографией, рассказал о жизни на Сатурне, подтверждал решения правления церкви, а также дал полномочия быть «духом пророчества» и «вестницей божьей» только одному человеку, жене этого редактора Эллен Уайт. Бог надиктовал ей около 15 000 печатных листов, которые помогали ей записывать литературные негры, при этом бог был замечен и в плагиате. Все эти нововведения и усиленная рекламная компания привели в церковь очень много новых членов. Церковь разрослась, отправила миссионеров в другие города и страны, в которых они открывали церкви, санатории, лечебницы, школы. Один из этих санаториев с большим юмором показан в фильме «Дорога на Вэлвилл».
Сейчас церковь АСД является мировой организацией, разделённой на дивизионы, возглавляемой Генеральной конференцией. Руководство Генеральной Конференции и дивизионов переизбирается открытым голосованием раз в 5 лет. Все члены церкви строго придерживаются центральной доктрины. Если возникает то или иное отличное мнение, они принимают его или отвергают голосованием на Генеральной Конференции. Недавно было отвергнуто предложение — признать гомосексуализм легитимным. Церкви принадлежат много больниц и санаториев, платных школ и университетов, магазинов с дозволенной здоровой пищей. Церковь получает огромные доходы от издательской деятельности, выпуская труды Эллен Уайт, учебники для субботней школы, газеты. При церкви есть молодёжная организация «Следопыты», деятельность которой очень схожа со скаутским движением. Мальчик в форме «следопытов» показан в мультфильме «Вверх». Церковь проводит мировые молодёжные слёты. По субботам принято ходить друг к другу в гости, иногда выезжать на природу. Члены церкви должны активно заниматься миссионерской работой, распространять журналы и газеты, которые они приобретают за свои деньги.
История Николая
Я уже не верил, но продолжал работать в этом месте
Я такой. Был верующим. Закончил протестантский теологический институт. Служил в церкви семь дней в неделю. Теперь атеист и интересуюсь наукой.
Я живу в Бишкеке. Мой отец был религиозным. Библию мне читал. Порой утро с прочтения десяти заповедей начинал. Но в церковь не ходил. В церковь ходила бабушка. Каждое служение посещала. И меня порой с собой водила. По некоторым обстоятельствам получилось так, что время спустя опекунство на меня оформила тётка по материнской линии. Отец умер, а мать запила. Это и стало причиной. Однако тётка меня не очень-то любила. И вот, как-то раз я нашёл на полке у неё Новый Завет и стал читать. Ну и все мои религиозные чувства проснулись. И я даже стал молиться перед сном. Было дело, что ушёл от тётки и пошёл искать церковь. Пришёл в православную. Там висел большой замок. Я вспомнил, что есть ещё одна — «для всех народов». Пошёл туда. Там замка не было. Мне понравилось общение. Все относились ко мне не так, как тётка, которая вынуждена была меня усыновлять из-за давления родственников. Некоторое время спустя она всё же нашла меня, но не стала настаивать, чтобы я возвращался к ней. Так я и остался жить при церкви пятидесятников.
Я читал библию, прилежно молился. В общем, делал все то, что нужно делать верующему. Даже участвовал в «насаждении» новых церквей. Потом поступил в теологический институт, где тоже учился хорошо. Но там узнаешь такую информацию о библейском каноне, об апокрифах, об истории церкви, о ранних христианских течениях, о добиблейских мифах, о церковной политике и прочее, и прочее… Правда всё это представляется в определённом свете, чтобы отсеять все сомнения в истинности учения.
После, какое-то время спустя, я начал работать в одном реабилитационном центре. Я преподавал библию, проводил молитвенные служения, различные тренинги на тему «12 шагов анонимных алкоголиков/наркоманов». Чтобы что-то рассказать, нужно это было хорошо изучить. Так больше знаний я получил не из института, а благодаря своей работе. Мне мои реабилитанты задавали различные вопросы, на которые нужно было ответить не столько правдиво, сколько правильно. Например: «Почему нам пить нельзя, а Иисус сам превратил воду в вино», — и подобное этому. Приходилось толковать библию так, чтобы написанное соответствовало целям нашей церкви и реабилитационного центра. Сама история церкви и все её методы, которые использовал и я, просто заставляли размышлять. Слыша, как люди говорят об исцелениях, о том, как «бог отвечает» на молитвы, но зная, как всё было на самом деле, понимаешь, что все эти «чудеса» объяснимы и без божьего вмешательства. Это всё только малая часть, в очень общих чертах. Всё описывать не стану.
Короче, я много нашёл противоречий в самой Библии, в церкви, а также копая информацию о происхождении христианства, я уже и не верил. Правда, к своему стыду, продолжал работать в том месте. Потому, что ничего другого я делать не умел.
В итоге я уволился. По многим причинам. В том числе и по той, что не хотел лицемерить. Было время — играл в подземном переходе. Заводил новые знакомства. Женился. Работал и работаю везде понемногу. Бывает — статьи пописываю, бывает — на стройке вкалываю.
Что ещё сказать? Я всегда немного фанател от музыки. Много времени посвящал занятиям на гитаре. В принципе и сейчас пока не могу себя представить без игры на музыкальных инструментах. Слушал музыку, которую не везде в их кругах приемлют. Ну, значит, часто слышал обвинения, что я поклоняюсь гитаре вместо бога и слушаю всякий сатанизм.
В принципе, если что, наукой я также заинтересовался из-за того, что однажды в поисковике ввёл «Сатанизм и рок-музыка», там разбирались различные христианские статьи на эту тему. Комментатор этих статей, в общем, высмеивал точку зрения православных да сектантов, приводя порой научные открытия в той или иной сфере, когда это было в тему. Ну, так дальше — больше, стал интересоваться темой научных открытий, критического мышления, скептицизма, научного метода и прочего. Мне это нравится. Сказать, что наукой я заменил религию будет не совсем верно. Какой из меня, к чёрту, учёный?
Я всегда любил углубляться, что-то узнавать, размышлять, искать доказательства. Наверное, поэтому я и разуверился, о чём, в принципе, и не жалею. Критический подход мне нравится тем, что он позволяет менять своё мнение, коль оно опровергнуто достаточно весомыми доказательствами. Только периодически приходится слышать, что я такой же, просто поменял религию, и что с головой, дескать, у меня не всё в порядке, раз так кардинально изменил своё мнение.
История Дениса
Мы состоим из атомов, и в этом смысле мы вечны
У меня не очень яркая история… Между состоянием «losing my religion» и «убеждённый атеист» прошло примерно десять лет.
Религия занимает очень важное место в жизни людей. Она отвечает на основные вопросы: кто мы, в чём смысл всего происходящего и т.д. При этом часто мы имеем дело с тысячелетними религиозными традициями, в которых уже выработаны максимально подходящие ответы на эти вопросы. И когда человек проникает в это знание, он очаровывается. Становится понятна суть вещей.
В этом религия очень похожа на науку. Она описывает мир. Только в отличие от науки у религии нет методологии исследования явлений в управляемых наблюдателем условиях.
Есть догматы, которые не подлежат сомнению. Непонимание того, что наука меняется со временем, заставляет людей говорить о вере в науку. Мне очень понравилось, как в одной из лекций проф. Анохин сказал, что мы стоим на плечах тех, кто развивал нейрологию в прошлом веке. Они, не обладая такими совершенным технологиями как МРТ, не могли заглянуть в мозг, но посвящали свои жизни изучению его, и мы сейчас знаем, что во многом они ошибались. Но мы всё равно благодарны им за вклад, который они внесли. Мне кажется очень важным момент, что научное знание подвижно. Оно меняется со временем.
Возвращаясь к вашему вопросу — переход начинается с сомнений и в интересе к другим объяснениям феноменов духовной жизни. Очень важным для многих являются свидетельства из серии near death experience. Есть много околонаучных жуликов, которые сделали себе карьеры на рассказах о свете в конце туннеля. Тем не менее, когнитивная наука объясняет и ясно показывает, что без работающего мозга невозможно восприятие. Нет инструмента, которым можно видеть и понимать, что ты видишь. Иными словами, нет души способной вылететь и переместиться, услышать, понять, посмотреть со стороны. Для всего этого нужен мозг. Мне вообще кажется, что изучение нейросайнс — один из лучших инструментов просвещения.
Я крестился в 1989 году, через год после смерти матери. Смерть близкого человека многих приводит к богу. Люди начинают задавать вопросы, на которые нет научных ответов. По крайней мере, у меня тогда их не было, и я интересовался всевозможными учениями и восточными практиками. Позже, в 1994 году, я увидел молодого человека, шедшего в подряснике по Маросейке. Меня поразил его образ. Это был не забитый служка, а парень моего возраста с умными улыбающимися глазами. Через некоторое время я поступил в Российский православный университет на философско-богословский факультет. Это было либеральное по церковным меркам заведение. Лекции читали не только по литургике и библии, но и по буддийской, индийской и даже еврейской философии. Это было удивительное место. Парты были исписаны на древнегреческом, а переезд в новое здание в перестроенном детском саду студенты комментировали цитатой из нового завета: «Пока не станете как дети, не войдёте в царствие небесное». Профессора переходили с латыни на иврит и читали отрывки греческих философов по памяти на древнегреческом.
Тем не менее, пожив церковной жизнью, я стал ощущать, что удаляюсь от мира, становлюсь, что ли, заносчивее, веду себя как фарисей. Я никогда не верил буквально в творение за семь дней или Еву, сделанную из ребра Адама. Я всегда видел в этом образы и до сих пор считаю, что в библии есть много мудрости, и её, безусловно, должен изучать каждый образованный человек (хотя бы, чтобы лучше понимать русскую литературу). Но всё, что связанно с культом, стало казаться мне каким-то душным. По семейным обстоятельствам я не смог доучиться в университете и постепенно стал реже посещать церковь и молиться, сказав себе, что лучше я буду грешником, как все, чем зарвавшимся книжником. Я по-прежнему чувствовал себя православным, но уже далёким от церкви как института.
Году в 2007-м я сделал важное для себя открытие. Со школы у меня осталось впечатление, что мозг это нечто очень сложное — есть некие нейроны, но как всё работает — наука толком не знает. Подумав, что может наука продвинулась за это время, я загуглил «как работает мозг». Оказалось, что за последние два десятилетия магнитно-резонансная томография сделала такой же прорыв в нейронауке, как телескоп в астрономии в 17 веке.
Я посмотрел десятки лекций профессора Анохина, Сапольски, Рамачандрана и многих других. Я понял, что многие состояния сознания, традиционно толкуемые как божественные видения, имеют чёткую психофизическую симптоматику. Многие обряды, не говоря уже о суевериях, один в один похожи на проявления обсессивно-компульсивного расстройства (прекрасный материал о нем в Большом городе и подробнее о связи ОКР и религии в лекции Сапольски).
С тех пор я ощущаю себя атеистом. Мне кажется странным считать, что создатель вселенной возрастом 13,8 миллиарда лет может обидеться на отсутствие платка в храме. Да и вообще, как говорит Стивен Фрай, если бог есть, то у него стоит спросить, какого чёрта в мире столько нелепого страдания. Никакая идея первородного греха не может оправдать рождение детей со смертельными болезнями. Если есть бог, который всё это допускает, то он, несомненно, садист.
Я люблю спрашивать у людей, как работают те или иные паранормальные явления, в которые они верят? Грубо говоря, если птица, влетевшая в окно, это беда, то где-то должен быть центр, куда передаются координаты полётов птиц, или наоборот птицы направляются для передачи тревожных сигналов из ЦУПа.
Если вы верите, что некие космические силы при наложении рук исцеляют больного, то чем это отличается от плацебо, которое тоже по-своему работает? Есть специальный конкурс, на котором любой продемонстрировавший сверхъестественные возможности в условиях контролируемого эксперимента может получить миллион долларов, сотни попыток были сделаны, но миллион цел.
К сожалению или к счастью, всё в нашем мире завязано на деньги и совсем не в том смысле, что алчные медицинские корпорации скрывают от всех чудодейственные антираковые свойства лайма, а в том, что в каждой области знания есть учёные, готовые сделать карьеру на любом мало-мальски значимом открытии и получить все причитающиеся почести, награды и прочие академические плюшки. Поэтому всё аномальное подвергается тщательнейшему исследованию. В том числе и одна из основных идей многих религий — наличие у человека души — некой субстанции, которая вселяется в человека во время рождения и покидает его после смерти. Признание её отсутствия, наверное, самый смелый шаг, который должен сделать атеист. Большинство сообщений про внетелесный опыт умирания имеют научное объяснение. Без работающего мозга нет возможности видеть даже галлюцинации. Пока мозг есть, он может показать нам и свет в конце тоннеля, и дать возможность «поговорить» с умершими родственниками. И в этом нет ничего страшного. Мы состоим из атомов, которые появились в процессе формирования звёзд и, распавшись на мелкие части, мы все равно будем присутствовать в этом мире точно так же, как части динозавров присутствуют в нас. В этом смысле мы вечны.
Я очень люблю эту цитату из одной интернет дискуссии:
Мы — живые существа.
Мы — эукариоты (то есть клетки с ядром, в отличие от прокариот — без ядра).
Мы — заднежгутиковые. Мы — животные. Мы вторичноротые.
Мы хордовые. Мы — позвоночные. Мы — челюстноротые. Мы — четвероногие.
Мы — амниоты. Мы синапсиды.
Мы млекопитающие. Мы плацентарные.
Мы приматы. Мы обезьяны (или, что то же самое, антропоиды). Мы узконосые обезьяны.
Мы человекообразные обезьяны, или гоминоиды. Мы большие человекообразные обезьяны (Great Apes).
Мы — большие африканские человекообразные обезьяны (African Great Apes).
Наконец, мы люди.
И мне кажется, мы можем быть прекрасными людьми, отбросив костыли понимания мира, которые нам когда-то дала религия.
Дорогие читатели! А какова ваша история?