Учёные: от стресса действительно можно поседеть

Согласно легенде, Мария-Антуанетта поседела в ночь перед казнью — и на эшафот 37-летняя королева Франции взошла с волосами, как у пожилой женщины. А в реальности — возможно поседеть из-за сильного стресса? Команда учёных из США провела исследование и выяснила: да, такое и правда случается. Причём в некоторых случаях поседение — обратимо.

В эксперименте приняли участие 14 добровольцев — 7 мужчин и 7 женщин разных рас (их средний возраст — 35 лет). Волосы всех испытуемых были длиннее 4 см и не были покрашены. Исследователи выщипывали пинцетом волосы вместе с фолликулом у каждого добровольца. Затем волосы фотографировали под микроскопом и фиксировали тёмные и светлые участки каждого волоса.

Волосы двух человек (афроамериканца и европейца) выбрали для электронной микроскопии. Волосы нарезали на участки по 2—3 см, затем разрезали на более мелкие участки по 0,5 см. Из этих участков вырезали ультратонкие срезы по 70 нм с помощью алмазного ножа. Затем срезы исследовали просвечивающим электронным микроскопом. Всего учёные проанализировали по три различных сегмента вдоль каждого волоса, на срезах отслеживая гранулы меланина, оценивали интенсивность гранул меланина, их размер и плотность. У этих же двух испытуемых измеряли количество копий митохондриальных ДНК в стержнях (сердцевинах) тёмных и светлых волос и в фолликулах.

Добровольцам с признаками поседения и восстановления цвета волос предложили пройти «ретроспективную оценку стресса». Участники эксперимента выделяли наиболее и наименее стрессовые события в своей жизни за последний год. «В ретроспективной оценке участников сначала просят определить наиболее стрессовое событие или период за последние 12 месяцев и расположить его во времени на физической временной шкале, — рассказывают авторы исследования. — Это первое позиционируемое событие действует как знаковое, с которым затем могут быть последовательно связаны другие события».

Затем оцифрованные профили стресса выровняли с волосами соответствующих участников с использованием дат сбора и предполагаемой скорости роста волос 1 см/месяц. После каждый сегмент волос сопоставили с определёнными неделями или месяцами по профилю стресса. Авторы использовали методологию, аналогичную дендрохронологии, когда годовые кольца соответствуют годам, которые прожило дерево. Точно так же длина волос отражает время, а каждый срез волоса — «биоархив» событий, произошедших в определённые моменты. Всего исследователи проанализировали почти 400 волос участников эксперимента.

В итоге учёные выявили несколько случаев, когда седые волосы естественным образом возвращались в прежнее тёмное пигментированное состояние — причём происходило это в то время, когда в жизни испытуемых становилось меньше стресса. Однако авторы работы просят относиться к их выводам с осторожностью: по мнению исследователей, на поседение, кроме стресса, влияют и другие факторы — в частности, курение и генетическая предрасположенность.

С текстом исследования можно ознакомиться в журнале eLife.