Определён белок, который может стать мишенью для лечения болезни Альцгеймера

Болезнь Альцгеймера годами развивается незаметно.

К тому времени, когда люди с болезнью Альцгеймера начинают испытывать трудности с памятью и мышлением, болезнь развивается в их мозге в течение двух десятилетий или более и ткани мозга уже повреждены. По мере прогрессирования болезни повреждения накапливаются и симптомы ухудшаются. Исследователи из Медицинской школы Вашингтонского университета (Washington University School of Medicine) в Сент-Луисе обнаружили, что высокий уровень определённого белка защищает от повреждений мозга, вызываемых болезнью Альцгеймера — по крайней мере, мышей.

Результаты исследования, опубликованные 21 июня в журнале Neuron, свидетельствуют о том, что повышение уровня этого белка — известного как рецептор липопротеинов низкой плотности (рецептор ЛПНП) — потенциально может стать способом замедлить или остановить снижение когнитивных способностей.

Открытие рецептора ЛПНП как потенциальной терапевтической мишени для лечения деменции было неожиданным, поскольку этот белок гораздо более известен своей ролью в метаболизме холестерина. Статины и ингибиторы PCSK9, две группы препаратов, широко назначаемых при сердечно-сосудистых заболеваниях, частично работают за счёт повышения количества рецепторов ЛПНП в печени и некоторых других тканях. Неизвестно, влияют ли они на количество рецепторов ЛПНП в мозге.

— Пока не существует однозначно эффективных методов лечения для сохранения когнитивных функций у людей с болезнью Альцгеймера. Мы обнаружили, что увеличение количества рецепторов ЛПНП в мозге значительно снижает нейродегенерацию и защищает от повреждений мозг мышей. Если бы можно было увеличить количество рецепторов ЛПНП в мозге с помощью маленькой молекулы или другого подхода, это могло бы стать очень привлекательной стратегией лечения,

говорит старший автор исследования Дэвид Хольцман (David Holtzman).

Ключ к важности рецептора ЛПНП лежит в другом белке, APOE, который также связан как с метаболизмом холестерина, так и с болезнью Альцгеймера. Высокий уровень холестерина в крови связан с повышенным риском развития болезни Альцгеймера, хотя точная природа этой связи неясна.

Во время длительного, медленного развития болезни Альцгеймера в мозге постепенно накапливаются бляшки белка под названием бета-амилоид. Через много лет другой белок мозга, называемый тау, начинает образовывать сгустки, которые становятся заметными непосредственно перед появлением симптомов болезни Альцгеймера. Считается, что эти сгустки токсичны для нейронов и их распространение по мозгу предвещает гибель мозговой ткани и снижение когнитивных способностей.

Более высокий уровень рецепторов ЛПНП ограничивает ущерб, наносимый APOE, частично связываясь с APOE и разрушая его. Поэтому более высокий уровень рецептора ЛПНП в мозге должен вытягивать больше APOE из жидкости, окружающей клетки мозга, и ещё устранять повреждения, считают исследователи.

В рамках этого исследования команда учёных изучала мышей, предрасположенных к развитию нейродегенерации, подобной болезни Альцгеймера. Подопытные мыши были генетически модифицированы для развития накопления тау в мозге, подобно людям с болезнью Альцгеймера и другими формами деменции. Исследователи скрестили тау-мышей с мышами, генетически модифицированными таким образом, чтобы в их мозге вырабатывался высокий уровень рецепторов ЛПНП. Полученное потомство имело высокий уровень рецептора ЛПНП и склонность к развитию повреждений мозга, подобных болезни Альцгеймера, уже в возрасте 9 месяцев, что соответствует среднему возрасту человека.

Затем исследователи сравнили четыре группы: нормальных мышей, мышей с тау, мышей с высоким уровнем рецептора ЛПНП и мышей с тау и высоким уровнем рецептора ЛПНП. В 9 месяцев у нормальных мышей и мышей с высоким уровнем рецептора ЛПНП мозг выглядел здоровым. У тау-мышей наблюдалась серьезная атрофия мозга и неврологические повреждения. По сравнению с ними мыши с высоким уровнем рецептора ЛПНП находились в гораздо лучшей форме. У них было значительно меньше повреждений мозга, а уровень определенных форм тау и APOE был значительно ниже.