Безлинзовый микроскоп успешно протестирован в диагностике патологий

Голографический микроскоп
Цифровой голографический микроскоп. Под образцом находится светочувствительная матрица.

Прототип микроскопа, который не использует линзы, создан американскими учёными. Прибор формирует голограмму, которая фиксируется светочувствительной матрицей, после чего компьютер обрабатывает полученную информацию и создаёт финальное изображение. Подобный микроскоп обещает оказаться намного доступнее и при этом удобнее традиционного.

Попытки создания таких микроскопов предпринимались и ранее, но качество создаваемого ими изображения оказывалось недостаточным для применения в диагностических целях. Создатели нового прототипа из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе продемонстрировали возможность практического применения их детища. Для этого они пригласили специалиста-патолога, который с помощью голографического микроскопа смог, изучая образцы ткани, правильно поставить диагноз в 74 случаях из 75. Для сравнения, при помощи традиционного микроскопа тот же специалист дал верный диагноз во всех 75 случаях.

Голографический микроскоп работает следующим образом: образец ткани просвечивается когерентным светом, и её голографическое изображение попадает на светочувствительную матрицу, расположенную под образцом. Считанная матрицей картина передаётся в компьютер, который с помощью специальных алгоритмов создаёт изображение образца с высоким разрешением.

Схема работы голографического микроскопа
Схема установки. Образец освещается сверху, а под ним находится матрица. Обработкой изображения занимается компьютер.

По сравнению с обычным голографический микроскоп имеет целый ряд преимуществ. Если традиционные микроскопы с линзами обладают ограниченным полем зрения, то у голографического такой проблемы нет. Кроме того, полностью исчезает проблема наведения на резкость в случае достаточно толстых образцов: если с линзовым микроскопом требуется изучать слой за слоем, то голографический считывает всю картину целиком, а расшифровку берёт на себя компьютер. На него же ложится задача обработки и коррекции снимка.

Новая разновидность микроскопов вызывает повышенный интерес из-за их низкой стоимости. Модель, созданная в Калифорнийском университете, использует матрицу, близкую к тем, что применяются в смартфонах. Стоимость нового прототипа не указывается, но ранее в университете был создан голографический микроскоп стоимостью менее 100 долларов, который, впрочем, был способен лишь идентифицировать бактерии, но не патологии в тканях.