Ведущий эпидемиолог Швеции признал, что его стратегия борьбы с COVID-19 привела к слишком большому количеству смертей. Именно он отговорил своё правительство принимать строгие карантинные меры.
«Если бы мы столкнулись с той же болезнью, имея те же знания, что сейчас, я думаю, что наши ответные меры оказались где-то посередине между тем, как поступили Швеция и остальной мир», — сказал Андерс Тегнелл (Anders Tegnell) в интервью Шведскому радио (Sveriges Radio). Именно он стоит за вызвавшим много споров подходом Швеции к ограничительным мерам.
Собрания более 50 человек были и остаются в стране под запретом, но во время кризиса шведы могли посещать рестораны и спортзалы, ходить по магазинам, а дети до 16 лет продолжали ходить в школу.
Такой подход к карантину с послаблениями вызвал как дифирамбы, так и негодование от массы разных людей со всего мира. Но независимо от субъективных оценок существуют факты — и один из фактов том, что такая стратегия обусловила повышенное в сравнении с другими близлежащими странами, такими как Дания и Норвегия, число погибших. Уровень смертности в Швеции составляет 43 человека на 100 000, и он — один из самых высоких в мире.
Недавно Тегнелл впервые публично признал, что его стратегия привела к слишком большим потерям, которых можно было бы избежать. А до недавнего времени он утверждал, что долгосрочный характер пандемии COVID-19 требует, чтобы и ответные меры можно было длить во времени без особого ущерба экономике. Внезапное введение ограничений, по его мнению, не отвечало таким требованиям.
Несмотря на критику из-за рубежа, стратегия Тегнелла пользовалась широкой поддержкой в Швеции. Но учитывая, что многие другие страны Евросоюза сейчас уже ослабляют ограничения, так как уже кажется, что эпидемию уже удалось взять под контроль, стратегия Швеции кажется невыигрышной. Тем более таковой она кажется, если принять к учёту пока ограниченные доказательства в пользу того, что решение Швеции не принимать «слишком строгие» меры не спасло её от серьёзного экономического кризиса. Министр финансов Магдалена Андерссон (Magdalena Andersson) недавно заявила, что Швеция столкнулась с наихудшим экономическим кризисом со времён Второй мировой войны. Ожидается, что ВВП страны в 2020 году упадет на 7%. Это примерно столько же, сколько и в остальных странах ЕС.
Правительство Швеции начало беспокоиться, премьер-министр страны Стефан Лёвен (Stefan Löfven) пообещал вскоре принять решение, как страна будет выходить из кризиса.
На слова Тегнелла быстро откликнулись местные правые: Джимми Акессон (Jimmie Akesson), лидер антииммиграционных демократов, написал в Твиттере, что комментарий Тегнелла его поражает. «В течение многих месяцев критику стратегии методично игнорировали. Швеция сделала всё правильно, а остальной мир — неправильно. А теперь внезапно он делает такое утверждение», — заявил Аксессон.