Стимулирование здоровых клеток печени для противодействия раку

Раковая клетка в процессе деления.

В ходе исследования, проведённого в Центре биологии рака Фламандского института биотехнологий (нидерл. Vlaams Instituut voor Biotechnologie, VIB) и Лёвенского католического университета (нидерл. Katholieke Universiteit Leuven), совместно с сотрудниками ряда других исследовательских организаций, учёные обнаружили, что окружающая раковую опухоль здоровая ткань печени активирует защитный механизм, препятствующий развитию рака. Примечательно, что, как показали эксперименты с мышами, гиперактивация этого механизма, то есть его активация выше обычных для печени уровней, запускает в ней процесс элиминации различных типов её опухолей. Это открытие намечает контуры новой стратегии борьбы с раком данного органа и может привести к разработке новых терапевтических методов мобилизации нормальных клеток для уничтожения раковых. Результаты исследования опубликованы в журнале Science.

Борьба с опухолями

Современные формы химиотерапии нацелены на уничтожение быстро размножающихся раковых клеток. Однако такие методы лечения зачастую работают недолго, ибо раковые клетки быстро становятся устойчивыми к лекарствам. В настоящее время используются и другие подходы, такие как иммунотерапия, целью которых вместо прямого воздействия на опухолевые клетки является активация естественной защитной функции иммунной системы.

Вышеупомянутое исследование, проведённое под руководством профессора Георга Халдера (Georg Halder), показало, что не только иммунная система, но и незлокачественные клетки печени вокруг образовавшихся в ней опухолей способны убивать опухолевые клетки. При экспериментальной активации у мышей с опухолями печени этого только что открытого механизма продолжительность жизни подопытных животных значительно выросла, а опухоли резко уменьшились.

«Хотя, — отмечает профессор Халдер, — этот противоопухолевый механизм, как показало наше исследование, и существует, но неизвестно, как именно активированные клетки печени заставляют раковые клетки элиминировать, а это, очевидно, очень важный вопрос, и сейчас мы над ним работаем».

Неожиданные гены

Изучая опухолевые ткани у онкологических больных и мышей-моделей, страдающих от рака печени, исследователи обнаружили, что вокруг опухолей данного органа активируются гены YAP и TAZ и что это является главной движущей силой противоопухолевого механизма.

Это наблюдение вызвало удивление, ибо обычно при различных онкологических заболеваниях человека наблюдается высокая экспрессия YAP и TAZ, ведущая к размножению и выживанию опухолевых клеток. «Обнаружение противоопухолевых функций у генов, активность которых традиционно считалась способствующей развитию опухолей, полностью меняет наше представление о генах, вызывающих рак, и их функциях в нормальных тканях», — констатирует Иван Мойя (Iván Moya), ведущий автор статьи, излагающей результаты данного исследования.

К новым методам лечения

Хотя исследование показало, что обнаруженный противоопухолевый механизм может убивать опухоли и метастазы в печени, пока неизвестно, встречается ли активация подобных механизмов в других органах. «Поскольку нам удалось открыть поразительное противоопухолевое воздействие активированных геном YAP клеток печени на её опухоли, наше открытие может стимулировать появление потрясающих идей о новой стратегии борьбы», — считает Стефани Кастальдо (Stephanie Castaldo), ещё один ведущий автор данной статьи.

Хотя в экспериментах с мышами было сделано замечательное открытие, в свете которого вырисовывается совершенно новая стратегия борьбы с раком, исследователи дали для только что обнаруженного ими противоопухолевого механизма лишь первичное описание на молекулярном уровне, и, значит, необходимы дополнительные исследования, чтобы изучить, как полученные результаты можно применить для лечения рака у людей. «Разумеется, следующий шаг — выяснение того, в какой степени этот механизм работает и в случае с раковыми клетками человека», — отмечает Лаура ван ден Мотер (Laura Van den Mooter), третий ведущий автор научной статьи.