Исследователи нашли вторую генетическую мутацию, противостоящую ВИЧ

Ген TNPO3 обеспечивает ядерный транспорт белков.

Редкая генетическая мутация, вызывающая мышечную дистрофию конечностей, защищает от ВИЧ, сообщают испанские учёные.

Новые достижения в обнаружении мутаций, потенциально полезных в борьбе с ВИЧ, появились только через 10 лет после того, как знаменитый «берлинский пациент» вылечился от ВИЧ после трансплантации костного мозга от донора с мутацией гена CCR5.

Открытая испанцами мутация касается гена TNPO3 и встречается гораздо реже. Она была выявлена несколько лет назад среди членов испанской семьи, страдающих от мышечной дистрофии конечностей I типа.

Врачи, изучавшие семью, выяснили, что этот ген может заинтересовать исследователей ВИЧ, поскольку он играет определённую роль в переносе вируса внутри клеток. Они связались с генетиками из Мадрида.

Те взяли образцы крови у членов обследуемой семьи и заразили кровь ВИЧ. Лимфоциты, белые кровяные клетки, являющиеся важной частью иммунной системы, оказались у людей с этим редким заболеванием — мышечной дистрофией конечностей I типа — устойчивыми к ВИЧ.

«Это открытие помогает лучше понять механизм транспорта вируса в клетке», — говорит Хосе Альками (Jose Alcami), вирусолог Института здоровья Карла III (исп. Instituto de Salud Carlos III), один из авторов статьи, опубликованной в журнале PLOS Pathogens.

«ВИЧ относится к числу наиболее изученных вирусов, — сказал он. — Однако ещё предстоит узнать, почему у 5 % инфицированных СПИД не развивается. Существуют ещё не изученные механизмы сопротивления развитию инфекции».