На коже всех взрослых людей живёт множество клещей

Лицевой (угревой) клещ.

Большинство людей, вероятно, знает, что их тела полны микроскопической жизнью, хотя, как правило, основное внимание уделяется бактериям кишечника или поверхности кожи. Но не все понимают, что кожа человека стала домом и для некоторых видов клещей: Demodex folliculorum, который живёт на волосяных фолликулах и Demodex Brevis, который живёт в сальных железах. Клещи, как известно, не насекомые, это паукообразные. Плохие новости для арахнофобов: наша кожа полна микроскопическими родственниками пауков.

Предыдущие исследования показывали, что клещи живут на коже около 10—20% взрослых людей, но коллективом исследователей Университета штата Северная Каролина во главе с Меган Томмес (Megan Thoemmes) был поведён ряд тестов, в ходе которых у 100% всех взрослых были обнаружены следы ДНК по крайней мере одного вида Demodex.

Клещи рода Demodex микроскопические, достигают 0,3—0,4 мм в длину. Размер позволяет им легко попадать в поры кожи человека, на волосяном фолликуле может разместиться один D. folliculorum и несколько D. Brevis в сальной железе. В среднем тело взрослого человека имеет около 5 миллионов волосяных фолликулов.

По большей части эти клещи безвредны. Ослабление иммунной системы человека может привести к увеличению популяции клещей, что проявляется как воспаление и зуд. Существует связь между клещевым заражением и блефаритом (хроническим воспалением век), розацеа, и некоторыми видами угревой сыпи, но подавляющее большинство людей никогда не заметит присутствия на себе клещей. Регулярная гигиеническая практика достаточна для того, чтобы удерживать их количество на безопасном уровне.

Demodex Brevis
Demodex Brevis.
Для сбора клещей, исследователи, как правило, используют липкую ленту, накладываемую на кожу человека, что позволяет вытащить их; выдергивание волос с помощью пинцета или соскребание кожи. В исследовании американских учёных был применён другой метод. Производилось сжатие кожи на носу, затем собирался выделившийся кожный жир. Затем образец переносили в минеральное масло, после чего проводили его генетический анализ.

Исследование показало, что 100% проб, полученных от лиц старше 18 лет, имели ДНК клещей, как и 70% проб, полученных от подростков. Почему эта цифра так сильно отличается от данных предыдущих исследований, которые обнаружили клещей менее чем в четверти образцов? Хотя каждый человек имеет миллионы волосяных фолликулов, клещи могут быть распределены по телу неравномерно. Вполне возможно, что образцы просто не были взяты в нужном месте. Кроме того, способ сбора клещей мог быть ненадёжным.

Анализ клещей на генетическом уровне может дать информацию об их видовом разнообразии и подсказать, где и когда клещи впервые поселились на человеке. Учёные надеются продолжить своё исследование в различных регионах мира для того, чтобы выяснить, являются ли клещи вездесущими и, если да, то как они изменяются в зависимости от региона.