Хэ Цзянькуй (кит. 贺建奎, англ. He Jiankui) в телефонном разговоре сообщил, что вопреки слухам в прессе, он пребывает в добром здравии и вообще у него всё хорошо.
О судьбе учёного было известны лишь фрагментарные сведения с прошлого ноября, когда он анонсировал создание генетически модифицированных младенцев, которых он, якобы, защитил от возможности заражения ВИЧ. Предполагали, что он может находиться под домашним арестом в одной из квартир Шэньчжэньского университета (кит. 深圳大学, англ. Shenzhen University).
Когда точных данных по какой-то острой теме нет, начинают ходить слухи. Недавно журналы начали пестрить заголовками, что Цзянькую, возможно, угрожает смерть. Ему, по словам этих изданий, могут вменить обвинение в коррупции, а в Китае это может повлечь и смертный приговор.
И вот Цзянькуй вышел на контакт — он связался с Робином Лоувелл-Бейджем (Robin Lovell-Badge), организатором конференции, на которой были обнародованы результаты скандального эксперимента, и с Лоувелл-Бейджем Хёрлбутом (William Hurlbut), биоэтиком из Стэнфордского университета (Stanford University).
Хэ рассказал, что действительно сейчас живёт в квартире, принадлежащей Шэньчжэньскому университету. Но ему можно покидать квартиру — в частности, он выходит на прогулки, посещает спортзал. К нему также приходит жена, которая покупает ему продукты и приносит другие необходимые вещи. Да, к Хэ приставлены охранники, но они скорее охраняют учёного, нежели ограничивают его.
«Я не услышал в голосе Хэ нервозности, — говорит Хёрлбут. — Он утверждает, что получил несколько электронных писем с угрозами, поэтому рад, что его охраняют».
На самом деле, у нас нет веских оснований, чтобы верить той или другой стороне. Запросто может случиться, что Цзянькуй лично заинтересован в создании впечатления, будто всё в порядке. А Хёрлбут мог не услышать нервозности из-за китайского акцента в английском Цзянькуя.
Следует ждать, когда обнародуют официальные данные, а до тех пор утверждать что-то с достаточной точностью невозможно.