Исследователи обнаружили гены, связанные с тем, как долго человек удерживается в школе и университете

В какой мере генетика определяет успех в образовании?

Наиболее обширное генетическое исследование человеческого сознания обнаружило более 1000 связей между генами и тем, насколько успешен человек в образовании.

В исследовании, в котором принимали участие исследователи из 40 институтов, проанализированы ДНК 1,1 миллиона людей. Учёные обнаружили некоторое количество генетических маркеров, ответственных за успех в образовании. Согласно данным, те, у кого были «плохие» генетические показатели, только в 10% случаев оканчивали университет, в то время как те, у кого они «хорошие», — в 50% случаев.

Исследование стало возможным благодаря новым технологиям, позволяющим работу с большими объёмами данных. Только на больших объёмах данных можно исследовать корреляции каких-то свойств и генов, поэтому ранее, когда не было нужных программных мощностей, это было невозможно. В работе были использованы более 400000 профилей ДНК из проекта UK Biobank, а 365535 профилей были предоставлены платформой 23andMe из Сан-Франциско.

Один из соавторов исследования, Дэниел Бенджамин (Daniel Benjamin), который занимается поведенческой экономикой в Университете Южной Калифорнии (University of Southern California), говорит, что генетика определяет вероятность получения высшего образования лучше, чем материальное положение семьи, и почти с такой же точностью, как и наличие или отсутствие диплома о высшем образовании у родителей. Однако исследовано пока только, как гены определяют 11% условно формализованных учёными различий между людьми в образовании, поэтому не стоит даже и думать о том, чтобы применять результаты этого исследования на практике: за любой попыткой такого применения, в виде индивидуальной прогностики ли, политических ли инициатив, не будет реально стоять никакой науки, всё это, как минимум, преждевременно.

Как именно гены влияют на школьную и университетскую успеваемость — пока до конца не ясно. Они могут по-разному работать в зависимости от усидчивости, добросовестности или даже массы тела. Однако ясно одно — что эти же гены не определяли бы успех в образовании, если бы у нас была другая образовательная система. Потому что в нынешней всё ещё важными факторами успеха, кроме сообразительности и любознательности, являются, например, способность нормально управляться с бумажной работой и бюрократией, умение встраиваться в иерархию и другие, на первый взгляд, менее релевантные свойства человека.

Как гены показывают себя — зависит от социального контекста. Поэтому пока нельзя делать никаких далеко идущих выводов.